Создание проекта аранжировки в классе клавишного синтезатора

Исполнение любого музыкального произведения на клавишном синтезаторе предваряется созданием проекта аранжировки. Процесс создание проекта аранжировки на клавишном синтезаторе состоит из следующих основных этапов:

  1. Определение режима исполнения для данного музыкального произведения. Обычно, если произведение несёт в себе ярко выраженную жанровую или стилистическую окраску, то использование в проекте аранжировки соответствующего паттерна автоаккомпанемента просто необходимо. Любой танцевальный ритм (марш, вальс, полька, самба, танго и т. д.) звучит при использовании автоаккомпанемента глубоко, характерно и насыщенно. Хотя бывают и исключения. Так, «Вальс-шутка» Д.Д. Шостаковича при использовании автоаккомпанеманта теряет свою лёгкость и скерцозность.

Если появляется уверенность, что характер музыкального произведения требует использования режима автоаккомпанемента, то перед аранжировщиком встаёт задача грамотного редактирования звучания паттерна в соответствии с художественными задачами. В редактировании можно ограничиться лишь отключением отдельных дорожек паттерна, но обычно приходится изменять громкость звучания дорожек, регулировать звуковые эффекты и т.д.

Режим автоаккомпанемента непосредственно влияет на темп исполнения,  который в данном режиме очень стабилен и обычно не изменяется в процессе игры.

Стоит отметить, что в последние годы в исполнительстве на клавишном синтезаторе наблюдается отход от постоянного использования автоаккомпанемента. Продиктовано это несколькими факторами, в частности, появлением в репертуаре синтезёров оригинальных сочинений для инструмента, усталость исполнителей и слушателей от однообразных паттернов клавишного синтезатора, стремление педагогов к полноценному развитию обеих рук у детей, играющих на синтезаторе и др.

Когда аранжировщик отказывается от  применения в проекте аранжировки автоаккомпанемента,  возникает необходимость выбора между режимом Split-клавиатуры и Normal-клавиатуры. Первый режим подразумевает использования разных тембров в правой и левой руке, а второй — одного тембра.

  1. Выбор тембров для аранжировки музыкального произведения. Этот этап предполагает наличие у аранжировщика знаний о характере звучания каждого тембра из различных банков клавишного синтезатора.

Тембры выбираются исходя из музыкальной формы. Обычно они сменяются по принципу нарастания от более нежного, мягкого, острого к более сильному, глубокому, длинному. Кульминации обычно выделяются тембрами с густым, насыщенным звучанием.

Распространённой ошибкой в инструментовке является использование тембров с отсроченной или мягкой аттакой и длинным звучанием в стаккатных местах и наоборот, тембров с быстрой аттакой и коротким звучанием в местах с legato.

В зависимости от стиля и жанра произведения, времени его создания, выбираются сэмплированные тембры, близкие по своему звучанию акустическим аналогам, или синтетические, т. е. созданные искусственно.

Для исполнении очень известных музыкальных произведений необходимо особенно точно подбирать тембры. При создании проекта аранжировки для таких произведений желательно стремится к приближению звучания к оригиналу.

Часто для обогащения звучания в проект аранжировки включают режим Dual-клавиатуры, т. е. сдвоенного тембра. В этом случае при нажатии на клавишу звучит сразу два тембра одновременно. Если тембры однородные, то выбор Dual-клавиатуры обогащает звучание, делает его глубже. Если же тембры контрастны, то звучание может напоминать ансамблевую игру.

Особенно интересно такой приём звучит при использовании тембров с разной аттакой и шлейфом. Так, например, если смешиваются тембры Harpsichord и Slow Strings,  то вначале слышится острый тембр Harpsichord, который мгновенно затухает и тут же ему на смену приходит звучание мягкого и продолжительного тембра  Slow Strings, возникающего на небольшое creschendo.

  1. Добавление звуковых эффектов. На этом этапе выбираются звуковые эффекты для каждого звучащего тембра. Наиболее часто при создании проекта аранжировки используется эффект реверберации, позволяющий приблизить сэмплированные тембры к реальному акустическому звучанию.

Подчас, бывает необходимо применить и более сложные звуковые эффекты. К примеру, в Вариациях на тему русской народной песни «Светит месяц» для создания звучания, сходного со звучанием ансамбля домр, применяется эффект «тремоло».

Заключительный этап создания проекта аранжировки на клавишном синтезаторе предполагает сохранение всех настроек для исполнения музыкального произведения на панели «Registration Memory», а затем в памяти синтезатора или на дискете.

 

Данная статья под названием «Процесс создания проекта аранжировки на клавишном синтезаторе» и с сокращениями опубликована в научно-методическом и теоретическом журнале «Социосфера» (№1, 2014).

Скачать журнал с этой статьёй

В научной электронной библиотеке «Elibrary.ru»

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.