Аранжировка музыкальных произведений на клавишном синтезаторе с использованием паттерна современной музыки

Аннотация: Разработка урока «Аранжировка музыкальных произведений на клавишном синтезаторе с использованием паттерна современной музыки» основана на технологии деятельностного метода и отвечает всем требованиям ФГОС 2-го поколения. Разнообразие заданий позволяет ученику самостоятельно обобщить изученное и сделать необходимые выводы. Весь урок построен на активной самостоятельной деятельности обучающегося и на продуктивное усвоение полученных на уроке знаний.

ФИО автора работы: Кунгуров Анатолий Владимирович

Должность: преподаватель клавишного синтезатора

Место работы: МБОУ ДОД «Детская школа искусств» г. Нижнекамска

Название работы: «Аранжировка музыкальных произведений на клавишном синтезаторе с использованием паттерна современной музыки»

Предмет: клавишный синтезатор

Участник: 3 класс, 9 лет

Используемая образовательная система: типовая программа «Электронные музыкальные инструменты»,  составленная старшим научным сотрудником Института художественного образования Российской Академии образования, кандидатом педагогических наук Красильниковым И.М.

Методические материалы, использованные при подготовке к уроку: Красильников И.М.  «Методика преподавания клавишного синтезатора в ДМШ и музыкальных отделениях ДШИ»

Технические средства обучения: клавишный синтезатор Yamaha PSR-550, музыкальный центр LG

Перечень использованных на уроке аудиозаписей, наглядных пособий:

аудиозапись музыкального произведения «Каприс для скрипки №24, ля минор» Николло Паганини в исполнении Michael Rabin,

аудиозапись музыкального произведения «Каприс для скрипки №24, ля минор» Николло Паганини в современной обработке Виктора Зинчука,

«Школа игры на клавишном синтезаторе» под редакцией Красильникова И.М., В. Пешняк «Курс игры на клавишном синтезаторе»

Оборудование учебного занятия: стол учительский, два стула, клавишный синтезатор Yamaha PSR-550, музыкальный центр LG

Цели урока:

Обучающие:  научить обучающегося созданию аранжировки музыкальных произведений с использованием паттерна современной музыки

Развивающие: развивать у обучающегося память, внимание, интонационный и тембровый виды слуха

Воспитательные: воспитывать у обучающегося интерес к исполнительству на клавишном синтезаторе и положительное отношение к зарубежной классической музыке

Задачи:

Обучающие:  формировать у обучающегося представление о порядке создания аранжировки музыкальных произведений с использованием паттерна современной музыки

Развивающие: развивать у обучающегося посредством анализа и последующего исполнения музыкального произведения Николо Паганини «Каприс ля минор» память, внимание, интонационный и тембровый виды слуха

Воспитательные: воспитывать у обучающегося через самостоятельное создание проекта аранжировки музыкального произведения интерес к исполнительству на клавишном синтезаторе и положительное отношение к зарубежной классической музыке

Методы и приёмы реализации поставленных задач:

Методы: деятельностный метод, метод рассказа, метод демонстрации, метод проблемного изучения новых знаний,  метод поощрения

Приёмы: работа с учебным пособием, анализ музыкального произведения, практическое исполнение на музыкальном инструменте 

Анализ результатов учебного занятия:

По окончании занятия у обучающегося сформированы представления о порядке создания аранжировки музыкальных произведений с использованием паттерна современной музыки, посредством анализа и последующего исполнения музыкального произведения Николо Паганини «Каприс ля минор» продолжено начатое на предыдущих уроках развитие памяти, внимания, интонационного и тембрового видов слуха

Формы домашней работы обучающегося:

В конце занятия преподаватель задаёт обучающемуся для самостоятельной домашней работы выполнение нескольких заданий, рассчитанных на прочное закрепление полученных на занятии знаний, и на самостоятельную исследовательскую работу обучающегося для подготовки к следующему занятию по данной теме.

  1. Организационный этап

Цель этапа: организовать внимание обучающегося для плодотворной работы на занятии и эффективного усвоения новой темы

Задачи этапа: познакомить обучающегося с новой темой, мотивировать его на целенаправленную деятельность по изучению новой темы, кратко описать этапы урока

Цель для учащегося:

Учитель: «Здравствуй. Сегодня мы с тобой начнём изучение новой темы – «Аранжировка музыкальных произведений на клавишном синтезаторе с использованием паттерна современной музыки». После изучения этой темы ты сможешь уже самостоятельно создавать проекты аранжировок с использованием паттернов современной музыки. Это позволит тебе исполнять многие  музыкальные произведения (прежде всего классические) в более интересной интерпретации. Поэтому ты должен внимательно слушать меня и точно выполнять все задания, которые я тебе буду давать на этом занятии».

Ученик: «Я готов».

Учитель: «Сначала мы с тобой повторим понятие «паттерн», и узнаем, какие на данной модели синтезатора есть паттерны современной музыки. Затем мы закрепим с тобой новую тему выполнением практического задания на инструменте – созданием проекта аранжировки с использованием паттерна современной музыки. И в конце урока я как всегда дам тебе домашнее задание».

  1. Изучение нового материала

Цель этапа: дать обучающемуся понятие о паттернах современной музыки

Задачи этапа: повторить с обучающемся значение термина «паттерн», раскрыть учащемуся содержание новой темы

Учитель: «Мы с тобой уже не раз создавали проекты аранжировок различных музыкальных произведений на основе различных видов паттернов. Ты наверное помнишь и то, что означает слово «паттерн»?

Ученик: «Да, паттерн – это ритмогармоническая конструкция».

Учитель: «Совершенно верно, т.е. проще говоря «паттерн» – это ритм и гармония, подчинённые общей музыкальной цели. А кто приводит в действие звучание паттерна?».

Ученик: «Тот, кто играет на синтезаторе. Вот, например, когда я в левой части синтезатора беру какой-нибудь аккорд, то он начинает звучать в том паттерне, который я выбрал».

Учитель: «Молодец! Всё правильно сказал. Ты, наверное, помнишь и то, из чего состоит большинство паттернов?».

Ученик: «Да, помню. Паттерны состоят из ритма, баса, педали, фигурации и подголоска».

Учитель: «Правильно. Но не забывай, что в некоторых паттернах не бывает ритма или баса, а иногда даже и педали. Вспомни, к примеру, фортепианные паттерны.

Паттерны современной музыки на данной модели синтезатора представлены в нескольких банках.

1-ый банк – «8 Beat». В нём собраны все паттерны популярной эстрадной музыки, в основе которых лежит метрическое деление на восьмые длительности. (Учитель на примере цепочки аккордов в тональности до мажор знакомит ученика со звучанием паттернов из данного банка, а затем даёт возможность то же сделать и ученику)

2-ой банк – «16 Beat». В нём собраны все паттерны популярной эстрадной музыки, в основе которых лежит метрическое деление на шестнадцатые длительности. (Учитель на примере цепочки аккордов в тональности  ля минор знакомит ученика со звучанием паттернов из данного банка, а затем даёт возможность то же сделать и ученику)

3-ий банк – «Dance». В нём собраны все паттерны, в основе которых лежат ритмы различных современных танцев. В этих паттернах очень большое значение имеет ритм – поэтому тут так ярко слышны ударные и ритмизованный бас. (Учитель на примере цепочки аккордов в тональности соль мажор знакомит ученика со звучанием паттернов из данного банка, а затем даёт возможность то же сделать и ученику)

4-ый банк – «Disco». В нём собраны все паттерны, в основе которых лежат ритмы некогда очень популярного танцевального стиля диско. (Учитель на примере цепочки аккордов в тональности ми минор знакомит ученика со звучанием паттернов из данного банка, а затем даёт возможность то же сделать и ученику)

5-ый банк – «Rock and Blus». В нём собраны все паттерны, в основе которых лежат ритмы рока и блюза. (Учитель на примере цепочки аккордов в тональности ре мажор знакомит ученика со звучанием паттернов из данного банка, а затем даёт возможность то же сделать и ученику)

  1. Закрепление полученных знаний

Цель этапа: закрепить полученные на уроке знания на практике

Задачи этапа: на примере создания проекта аранжировки «Каприса ля минор» Николо Паганини закрепить полученные обучающемся теоретические знания на практике

Учитель: «А теперь мы с тобой на практике, за инструментом закрепим то, что сейчас изучили. Я на прошлом уроке дал тебе домашнее задание – соединить двумя руками, разобранное нами произведение – «Каприс ля минор». Надеюсь, ты хорошо выполнил задание

Ученик: «Да, я уже играю «Каприс» в темпе двумя руками».

Учитель: «Очень хорошо. Тогда давай приступим к созданию проекта аранжировки этого произведения. Но прежде, я бы хотел познакомить тебя с двумя вариантами звучания этого произведения. Первый прозвучит в исполнении знаменитого скрипача Michael Rabin, а второй – в современной обработке Виктора Зинчука.

(Звучат аудиозаписи музыкального произведения)

Учитель: «Какой вариант тебе больше понравился?».

Ученик: «Оба, но второй более энергичный, зажигательный».

Учитель: «Вот в таком стиле мы и будем с тобой аранжировать наше произведение. Посмотри, пожалуйста, в ноты – какой там предлагается паттерн, темп и тембр для правой руки?».

Ученик: «Темп – скоро, паттерн – Pop, а тембр для правой руки – струнный ансамбль. Наверное, лучше всего тут подойдут style=012 Pop Shuffle, tempo=120, voice=095 String Ensemble».

(Ученик набирает настройки и заносит их в память синтезатора)

Учитель: «Хорошо получилось. Теперь я исполню тебе это произведение в той аранжировке, проект которой мы с тобой создали». (Учитель исполняет произведение)

Учитель: «А сейчас ты попробуй исполнить каприс в этой аранжировке». (Ученик исполняет произведение)

Учитель: «Молодец, хорошо исполнил. Вот мы с тобой и закрепили новую тему на практике.  Ты сегодня хорошо поработал, и я ставлю тебе за это занятие пятёрку».

  1. Домашнее задание

Цель этапа: дать обучающемуся задание для самостоятельной домашней работы

Задачи этапа: задать обучающемуся для самостоятельной домашней работы выполнение нескольких заданий, рассчитанных на прочное закрепление полученных на занятии знаний и на самостоятельную исследовательскую работу обучающегося для подготовки к следующему занятию по данной теме, проинструктировать обучающегося о том, каким способом можно достигнуть наилучших результатов в домашней работе

Учитель: «На дом я задаю тебе выучить «Каприс» наизусть и исполнять  его в той аранжировке, которую мы с тобой сегодня создали на уроке. Учи пьесу постепенно, по четыре такта в день. Также я б хотел, чтобы ты дома изучил банки современных паттернов твоего синтезатора и на следующий урок сказал мне, какой из них тебе больше всего понравился и почему.

И последнее задание – найди в «Школе игры на синтезаторе» произведения, которые можно аранжировать с использованием паттерна современной музыки. Занимайся дома по полчаса — часу в день и все задания выполняй постепенно. На этом наш урок завершён. До свидания».

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.