
Сочинение музыки, как отдельный предмет, редко в какой ДМШ и ДШИ можно встретить. Однако мне чрезвычайно повезло, так как я уже не первый год его преподаю. В процессе обучения композиции, у моих учеников даже появляются довольно удачные сочинения, с которыми они побеждают на региональных и всероссийских конкурсах (примеры см. в конце статьи). Постараюсь коротко поведать вам о своих методических находках в процессе преподавания этой дисциплины.
Когда мы начинаем занятия сочинением?
В результате прохождения взаимодополняющих друг друга учебных дисциплин (специального инструмента, сольфеджио и музыкальной литературы), у учащихся ДМШ и ДШИ к 4-5 классу формируется необходимый багаж знаний для плодотворной работы над собственными небольшими сочинениями.
Так у обучающегося уже есть понимание основ теории музыки и музыкальной формы; имеется опыт слушания и анализа лучших образцов мировой музыкальной классики, а также получены знания о различных стилях, жанрах и средствах музыкальной выразительности; сформированы определённые навыки игры на клавишном инструменте.
При этом не нужно думать, что занятиями элементарным сочинением можно пренебрегать в младших классах. Именно у детей до восьми лет присутствуют необходимые для композиторской деятельности музыкальные способности. У некоторых же даже наблюдаются в этом возрасте зачатки композиторского таланта. Если заложенные в ребёнка способности не начать сразу и постепенно развивать, то к старшим классам они совершенно угасают, сохраняясь лишь у очень талантливых детей.
От простого к сложному
Подготовительный этап занятий по элементарному сочинению заключается в работе над внесением изменений в известные детские песни, исполняемые учениками в рамках исполнительской практики на инструменте, сочинением альтернативного окончания или начала. Затем стоит перейти к импровизации на заданную тему. В дальнейшем можно заняться и более свободной импровизацией, основанной, конечно же на определённых художественных образах, настроениях или программе. Готовые импровизации желательно фиксировать на бумаге, помня о том, что они могут в дальнейшем стать основой для музыкального сочинения.
Не стоит ждать вдохновения от ученика или уповать на его творческую фантазию. Необходима постоянная работа по накоплению и обогащению музыкально-слуховых представлений. Нужно уделять время проигрыванию, прослушиванию и разбору небольших музыкальных произведений, обращая при этом внимание на мелодию, гармонию, фактуру, метро-ритмическую организацию.
Безусловно, дети не способны к длительной работе даже над небольшой музыкальной темой. Им трудно бывает понять, что в их композиции лишнее, какая музыкальная фраза требует изменений, где нужно развить музыкальный материал. Но к старшим классам, путём регулярных тренировок, юным сочинителям становятся понятны такие принципы тематического развития, как повтор, изменённый повтор (варьирование, вариантность), полифоническое развитие, разработка, свободное развёртывание.
Учащиеся начинают осваивать приёмы преобразования темы: мелодическая орнаментация, растяжение или сжатие интервалов, обращение интервалов, увеличение длительностей, уменьшение, проведение со смещением на другие доли такта. Не все ученики способны за время обучения в учреждении дополнительного образования освоить в должной мере вышеперечисленные приёмы, однако знакомить с ними учащихся нужно обязательно. При этом необходимо понимать, что наиболее доступными способами развития музыкального материала для учащихся ДМШ и ДШИ являются повторы, варьирование и секвенция.
На момент обучения в музыкальной школе или школе искусств юный композитор ещё не в состоянии достигнуть большего, нежели копирование чужого композиторского стиля и приёмов. Таким образом начинали формироваться даже великие музыкальные творцы. Поэтому в процессе создания вариантных копий чужой музыки, учащийся должен опираться только на лучшие образцы мирового музыкального искусства.
Нотный редактор нам в помощь
В работе над музыкальным сочинением неоценимую помощь может оказать нотный редактор MuseScore. Отличительной особенностью данного программного продукта является его бесплатность и кроссплатформенность. Помимо этого, так как до 2002 года MuseScore являлся встроенным нотным редактором свободного MIDI-секвенсера MusE, в нём присутствуют немалые возможности для инструментовки и аранжировки.

Опыт показывает, что детям, которые не изучают музыкальную информатику, проще и понятнее бывает на начальном этапе пользоваться не профессиональными секвенсорами, а именно нотным редактором, где создание музыки возможно как через набор нот на клавиатуре компьютера, так и с помощью ввода нотного текста через подключённую midi-клавиатуру или синтезатор.
Учащиеся младших классов с трудом записывают свои импровизации. Чтобы с лёгкостью зафиксировать нотами импровизационные миниатюры, можно использовать программу-нотатор, где есть возможность записи нотного текста с подключённого к компьютеру внешнего устройства.
Лучше, конечно, наигрывать одно- или двухголосные мелодии с несложным ритмом – тогда качество распознавания импровизации нотным редактором будет выше. Сложные мелодии желательно записывать в пошаговом режиме, в этом случае они также будут записаны качественно.
В нотном редакторе MuseScore существует прекрасная возможность вообще обойтись без дополнительных устройств, так как в этой программе можно импровизировать и на виртуальной фортепианной клавиатуре. Хотя, надо признать, для профессионального музыканта такой способ кажется несколько сомнительным.

После того, как произведён ввод нотного текста, к полученной нотной записи применяется «квантизация», т.е. выравнивание ритмического рисунка под величину минимально заданной длительности. Устраняются лишние паузы и длинноты, подстраивается музыкальная форма, добавляются символы экспрессии и корректируется общий вид расположения нот на нотном стане или системе.
С помощью панели «Микшер», можно не только выбрать для каждого нотного стана любой из прессетных или загруженных тембров, но и отрегулировать звукорежиссёрские эффекты, такие как реверс, хорус, панорамирование, громкость каждой дорожки.

Путём непродолжительных манипуляций мимолётная импровизация превращается в законченное музыкальное произведение. Естественно, что более сложные сочинения могут подвергаться в нотном редакторе масштабной и тщательной проработке.
Созданные юными композиторами сочинения необходимо обязательно демонстрировать на концертах и конкурсах. Это повышает уровень мотивации учащихся к сочинению музыки и, соответственно, положительно влияет на процесс обучения.
Предлагаю посмотреть работы моих учеников, которые получили заслуженные награды на Всероссийском конкурсе одарённых детей в Санкт-Петербурге и на Международном конкурсе в Москве. Сочинения выполнены только в нотном редакторе MuseScore, без использования какого-либо другого музыкального программного обеспечения!