Аннотация: Статья посвящена проблеме оформления нотного текста произведений для клавишного синтезатора в условиях усложнения педагогического репертуара для данного инструмента
Ключевые слова: Клавишный синтезатор, музыкальная нотация, педагогический репертуар, инновационная деятельность
Одной из основных проблем, стоящих в последние годы перед преподавателями по классу клавишного синтезатора детских музыкальных школ и школ искусств, является проблема подготовки и эффективного использования педагогического репертуара. Всё чаще преподаватели клавишного синтезатора в качестве результата своей инновационной деятельности представляют на суд общественности созданные ими учебные пособия, сборники переложений, собственные сочинения для этого политембрового инструмента.
Стремительно меняются требования к репертуару для клавишного синтезатора. Если в начале XXI века преподавателей вполне устраивали простейшие аранжировки с использованием автоаккомпанемента, то теперь уровень сложности исполняемых аранжировок неизмеримо вырос.
В программу выступлений всё чаще включаются произведения без использования автоаккомпанемента, Song, Multy Pad’ов и других возможностей клавишного синтезатора, придающих аранжировке эффектность при малой затрате сил самого исполнителя. Оказалось, что в режиме Normal и Split – клавиатуры при игре на синтезаторе можно добиться очень интересных художественных результатов, уйдя при этом от шаблонов и заготовок, переведя тем самым этот мультитембровый инструмент в разряд музыкальных инструментов «живого» звучания.
Вышеперечисленные изменения в исполнительстве на синтезаторе не могли не отразиться на нотной фиксации произведений для него. Нотная запись в современных учебных пособиях для синтезатора, по сравнению с первыми нотами, выпущенными в начале столетия, стала существенно более единообразной и информативной.
В первых сборниках для клавишного синтезатора, самоучителях, школах игры, ноты записывались на одной строчке с применением надстрочной записи аккордов. Исполнитель должен был самостоятельно прочесть и сыграть аккордовую цепочку. К сожалению, авторы этих учебных пособий не понимали какую бомбу замедленного действия они закладывают под исполнительство на клавишном синтезаторе.
Учащиеся, приученные играть по такой упрощённой записи, неспособны были в дальнейшем с лёгкостью читать двухстрочную запись в полифонических произведениях и пьесах со смешанной фактурой. Переучивание под чтение двухстрочной нотации подчас вызывало большие трудности и, даже, некоторое отторжение юных исполнителей от игры на инструменте.
По этой причине, современные профессиональные ноты для клавишного синтезатора записываются только в системе из двух нотоносцев, объединённых акколадой. Причём, в произведениях с автоаккомпанементом, в партии левой руки выписывается полностью аккорд в правильном расположении, с указанием аппликатуры. Над аккордом помещается его буквенное обозначение в стандартном общеевропейском варианте – Cm, Dm, E и т.д. При этом си обозначается как B, а си-бемоль как Bb.
При этом необходимо напомнить, что в данном режиме игры на клавишном синтезаторе, гармоническое наполнение паттерна удерживается автоматически и снятие отдельных нот или созвучий в левой руке в режиме автоаккомпанемента допускается ранее, чем написано в нотах. Поэтому не стоит добиваться их точной ритмической выдержанности согласно указанным в нотах длительностям. Однако взятие нового аккорда в левой руке должно быть выполнено точно на указанную долю такта.
Сложные аранжировки требуют предельной точности в обозначениях. Используемые в проекте аранжировки штрихи, аппликатура, тембры, стили автоаккомпанемента, темпы и другая техническая информация с предельной подробностью вводится в нотную запись. Вместо ранее используемых партитурных ориентиров в виде цифр ныне используются указания на банки памяти (Registration Memory). Для ориентирования в нотном тексте используется обозначение номера каждого первого такта системы. Все автоматические вступления, отыгрыши, окончания также фиксируются в нотах.
Определённую трудность представляет запись полифонических произведений для клавишного синтезатора. В частности, введение в музыкальную ткань пьесы мультипэдов создаёт необходимость в появлении в системе третьего (верхнего) нотоносца. Каждый мультипэд, при этом, обозначается соответствующей цифрой или сочетанием цифр, обрамлённых круглой рамкой. Пустые такты строки мультипэдов, обычно, для экономии места, скрываются.
Процесс создания учебного пособия включает в себя нотный набор, предпечатную подготовку и редакторскую правку. Независимо от того, какая выбрана программа-нотатор, объединение набранного и отредактированного нотного текста и страниц с текстовой информацией производится с помощью виртуального принтера, который склеивает все страницы сборника в один pdf-файл. Обложка для учебного пособия изготавливается отдельно в векторном или растровом графическом редакторе.
Подводя итоги, стоит отметить, что разработка новых методов оформления нотных текстов произведений для клавишного синтезатора – проблема, не только весьма актуальная в условиях развития исполнительства на данном инструменте, но и успешно решаемая многими педагогами, преподающими игру на нём.