Павел Иванович Нечепоренко

Necheporenko Pavel Ivanovich

Ушедший 20-ый век останется в памяти человечества не только как век технического прогресса, век войн и великих потрясений, но и как отрезок времени, в котором Музыка стала достоянием миллиардов людей. Великие композиторы и исполнители прошедшего столетия вписали новую страницу в историю музыкальной культуры. Муза, сопутствовавшая им, не только радовалась, но и горевала, плакала, и подчас кровавыми слезами.

Шостакович, юбилей которого недавно отмечали все прогрессивные люди нашей планеты, Прокофьев, Шаляпин, Мравинский, Гилельс… Этот список гениальных музыкантов ещё долго можно продолжать.

В число замечательных творцов входит и величайший музыкант, основатель современного академического исполнительства на балалайке, артист, педагог, дирижёр Павел Иванович Нечепоренко. Сегодняшняя лекция-концерт посвящена 90-толетию со дня его рождения.

Трудно поверить, но факт: Нечепоренко – наш  современник. Долгая творческая биография Павла Ивановича сопровождала жизнь не одного поколения музыкантов. А начался большой жизненный путь Нечепоренко в городе Чигирине, на Украине. Первые музыкальные впечатления были получены им в семье. Отец Нечепоренко был в городе первым гармонистом, играл на гитаре, балалайке. Человек простой, моряк по профессии, он с раннего возраста приучал детей к музыке. Каждому из четырёх детей он купил по музыкальному инструмент: кому – мандолину, кому – гитару, а юному Павлу – балалайку. Таким образом, организовался семейный ансамбль, который с энтузиазмом исполнял украинские и русские песни, популярные в то время польки и марши.

В 1927 году семья Нечепоренко переехала в город Керчь, где будущий музыкант познакомился с людьми, которые сыграли значительную роль в его музыкальном становлении. Среди них особое место занимает Александр Алексеевич Николенко, руководитель народного оркестра, при керченском клубе совторгслужащих, у которого молодой балалаечник играл в оркестре. Николенко стал первым учителем Павла по балалайке.

Здесь же, в Керчи Нечепоренко впервые выступал по приглашению администрации городского парка в концерте как профессиональный артист-балалаечник, после успешного выступления на городском фестивале художественной самодеятельности  в 1932 году. В этом же году он стал руководить самодеятельностью, организовав в одном из клубов города небольшой оркестр. С 1932 по 1934 годы Павел Нечепоренко учился по настоянию родителей в Школе морского ученичества, получив по её окончании профессию машиниста паровых машин. Но всё же любовь к музыке победила и Нечепоренко едет в Ленинград и поступает в музыкальное училище им. М. П. Мусоргского.

В своих воспоминаниях Павел Иванович отмечает, что в Ленинграде он с головой окунулся в волшебный мир музыки и словно губка впитывал новые для него музыкальные впечатления. Годы учёбы в музыкальном училище по его словам были для него годами неустанного труда, кропотливой, вдумчивой работы над исполнительской техникой. Всё своё свободное время Нечепоренко отдавал балалайке.

Стремление музыканта к совершенству горячо поддерживал педагог по специальности Владимир Иосифович Домбровский – композитор и балалаечник, человек широкого образованный, музыкальный и чуткий. Он учил своего ученика не искать лёгких путей в искусстве, поддерживал его инициативу и любознательность.

В 1935 году Павел, закончив первый курс, поехал в свою первую концертную поездку по Сибири в составе бригады Ленконцерта. Гастроли прошли успешно И, и в 1936 году он стал артистом Ленингадской государственной эстрады, совмещая учёбу  в училище с регулярной концертной деятельностью.

В 1936 году в Ленконцерте состоялось знакомство Павла Нечепоренко с Борисом Сергеевичем Трояновским. Трояновский в то время был уже всемирно признанным артистом-балалаечником, но к своему молодому коллеге относился по-товарищески.

«Однажды, — вспоминал Нечепоренко, — придя к Борису Сергеевичу, я рассказал ему о своём намерении сыграть «Полёт шмеля» Римского-Корсакова. Он мне отсоветовал это делать по той причине, что исполнить пьесу в темпе двойным пиццикато невозможно, а одинарным не стоит из-за большого количества призвуков, стука указательным пальцем по панцирю балалайки. Я пообещал Трояновскому прийти через неделю и сыграть «Шмеля» в темпе одинарным пиццикато без призвуков».

Всю неделю Нечепоренко работал как одержимый и всё же добился своего. Оказалось, что дело было в направлении движения указательного пальца – не к панцирю, а параллельно ему.

«Трояновский, — продолжает Нечепоренко, — прослушав пьесу долго молчал, как бы размышляя про себя, а потом, положив мне руку на плечо, сказал, что играть «Полёт шмеля» одинарным пиццикато можно.

В 1939 год Нечепоренко успешно окончил музыкальное училище им. М.П. Мусоргского и поступил в Ленинградскую консерваторию им. Н.А. Римского-Корсакова на дирижёрско-исполнительское отделение. В этом же году он принял участие во Всесоюзном смотре исполнителей на народных инструментах в Москве, где стал лауреатом, разделив первую премию с Николаем Петровичем Осиповым, в те годы широко известным балалаечником.

«Готовясь к смотру, рассказывает Нечепоренко, я много занимался, уделяя внимание музыкально-выразительной стороне исполнения. В поле моего зрения была каждая нот, каждый штрих и нюанс. Я понимал, что победить в таком крупном состязании можно лишь добившись филигранной отделки конкурсной программы, её вдохновенного исполнения. Перед смотром я много выступал с сольными концертами, обыгрывал свою программу. Общаясь со слушателями, проверял правильность  моих творческих замыслов. Реакция зала – лучший барометр успеха исполнителя. […] Зал требует от артиста искусства, опирающегося на высочайшее мастерство, которое есть следствие неустанной работы человеческой души. У поэта Николая Заболоцкого есть замечательные строки: «Не позволяй душе лениться / Чтоб воду в ступе не толочь, / Душа обязана трудиться/ И день и ночь, и день и ночь!» Эти слова для каждого человека, и тем более художника должны быть духовным манифестом».

По мнению Нечепоренко, с которым трудно не согласиться, «большую пользу исполнителю приносят встречи со слушателями непосредственно после концерта. Интересные мысли высказывают люди даже далёкие от мира искусства, но особенно плодотворны встречи с коллегами по искусству».

Павел Иванович Нечепоренко через всю жизнь пронёс воспоминание об одной такой встрече после выступления в Ленинградской консерватории с известным музыкантом, композитором, соратником Василия Андреева, профессором консерватории Николаем Петровичем Фоминым. В тот вечер Нечепоренко услышал от него такие слова: «Молодой человек, я не раз слышал игру Трояновского, я знаю Осипова […] Вас, без сомнения, ждёт большое будущее». Доброе напутствие профессора стало для Нечепоренко значительным стимулом творческой активности.

Победа на Всесоюзном смотре открыла перед артистом широчайшие перспективы. Он много и с большим успехом гастролирует в разных концах нашей страны. С каждым выступлением растёт авторитет музыканта. Газета «Ленинградская правда» пишет: «Его справедливо считают одним из самых блестящих виртуозов игры на балалайке. Нечепоренко, исполнивший сложнейшие музыкальные произведения, вызвал восхищение зала».

Незадолго до великой Отечественной войны Павел Иванович становится солистом ансамбля Военно-Морских сил СССР, приняв предложение его художественного руководителя Исаака Осиповича Дунаевского, который включил его номер в программу отделения высокого мастерства.

«Война пришла неожиданно, — вспоминает Павел Иванович, — ошеломляющим, смертоносным вихрем ворвалась она в нашу мирную жизнь. Гитлеровцы рвались к Ленинграду…». Оружием Нечепоренко стала музыка. В составе концертной бригады он выступал перед бойцами на линии фронта, которая проходила по окраине города, и перед жителями города на заводах и фабриках продолжавших мужественно трудиться под бомбёжкой и артобстрелами фашистов. Музыканты и артисты блокадного Ленинграда старались своим искусством поддержать у людей веру в победу над врагом.

В марте 1942 года Павла Ивановича Нечепоренко вывезли с горловым кровотечением из осаждённого Ленинграда по Дороге жизни. Он пролежал несколько месяцев в госпиталях, а вернувшись в строй, в декабре 1942 года, был командирован с концертами на Северный фронт.

Концерты проходили в тяжёлых условиях, на самой линии фронта, часто под обстрелом врага. Играть при тридцатиградусном морозе было очень трудно, но нужно. Выступления замечательного артиста-балалаечника ждали солдаты и матросы. Ему приходилось выступать по несколько раз в день, переходя из одной землянки в другую, с одного корабля на другой.

Советское правительство высоко оценило заслуги музыканта перед Родиной во время Великой Отечественной войны. За поездку с концертами на Северный фронт Нечепоренко был награждён медалью «За боевые заслуги», к тому же он получил орден Красной звезды, медали «За оборону Ленинграда» и за победу над Германией, а так же орден Отечественной войны.

За год до окончания войны Павла Нечепоренко отправили в ансамбль Балтийского флота руководителем оркестра. За три года работы в коллективе он приобрёл значительный опыт дирижёрской работы, близко познакомился со спецификой армейского ансамбля, с его репертуаром, людьми. Оркестр выступал в Прибалтике и Германии. Памятный для дирижёра концерт состоялся в ставке Г.К.Жукова.

Всё бы хорошо, но Нечепоренко очень хотел закончить консерваторию, учёбу в которой прервала война. В 1946 году, демобилизовавшись из армии в звании капитана, он вернулся в консерваторию. Молодой балалаечник восстановился на дирижёрско-хоровой факультет. Этот шаг вызвал недоумение у хоровиков, которое было вполне понятно. Ведь учебная программа дирижёрско-хорового факультета значительно отличалась от программы дирижёрско-исполнительского факультета, на котором Павел Нечепоренко учился до войны. Среди новых для него предметов были чтение хоровых партитур, вокал, хоровой класс, история хоровой литературы.

Но, несмотря на это, Нечепоренко с интересом начал учиться. Пение в хоре, занятие вокалом доставляли ему большое удовольствие. С большим интересом Нечепоренко знакомился с гениальными партитурами хоровых произведений Бородина, Рахманинова, Танеева; глубочайшими как океан музыкальными полотнами Баха, Моцарта, Гайдна, Верди, Сен-Санса.

В 1949 году Нечепоренко с отличием закончил консерваторию, получив две специальности – дирижёр хора и дирижёр оркестра русских народных инструментов. Сразу по окончании консерватории он получил предложение возглавить оркестр русских народных инструментов им. В.В. Андреева. Со свойственным ему энтузиазмом взялся Нечепоренко за дирижёрскую работу.

За время своего недолгого руководства коллективом оркестра, он вернул оркестру утраченный было после войны престиж, возобновил вечерние концерты на радио и центральных концертных площадках, фондовые записи на радио, интересные гастроли.

В 1951 году Павел Иванович Нечепоренко переехал в Москву, получив должность заместителя художественного руководителя и дирижёра оркестра им. Осипова. Но работая в оркестре, он продолжал много выступать и как солист-балалаечник.

В 1952 году знаменитый к тому времени балалаечник стал лауреатом Государственной премии  СССР (Сталинской премии), присужденной ему за выдающиеся заслуги  исполнительстве на балалайке. Одновременно с присуждением премии, Нечепоренко поступает предложение стать солистом Госконцерта. И поэтому перед музыкантом встал вопрос выбора – либо дирижирование, либо игра на балалайке. Он выбрал второе и не ошибся….

Начинаются его многочисленные гастроли за рубежом. В те годы о балалайке за границей почти ничего не знали. Триумфальные гастроли Андреевского Великорусского оркестра уже стали забываться, не подкреплённые его последователями. Балалайка представлялась иностранцам очень примитивным музыкальным инструментом. Поэтому на плакатах, извещавших о концертах советских музыкантов, рядом с самоваром изображался мужик в лаптях и с балалайкой в руках.

В программе зарубежных гастролей Нечепоренко рядом с русскими народными песнями стояли произведения мировой музыкальной классики: Венгерская рапсодия №2 Ф. Листа, Фантазия на темы оперы «Кармен» П. Сарасате, «Испанский танец» М. де Фальи, «Юмореска» Дворжака. «Пляска смерти» К. Сен-Санса.

Зарубежная публика ждала от балалайки непритязательных наигрышей, а услышав виртуозные пассажи, прекрасные мелодии, разнообразную музыку, не могла сдержать своего восторга. Как в сказке Андерсена, когда гадкий утёнок превращается в прекрасного лебедя, балалайка в глазах иностранцев превращалась в инструмент, наделённый своим неповторимым звучанием, богатый разнообразными приёмами звукоизвлечения и штрихами, техничный и глубоко национальный.

За тридцать с лишним лет П.И. Нечепоренко объездил почти всю Европу, неоднократно бывал на Американском континенте, в Африке, Австралии, Новой Зеландии, Японии. И везде – полные залы и восхищённая публика. Вот только несколько наиболее ярких отзывов слушателей после его концертов:

«Одарённый бурным темпераментом, Нечепоренко является виртуозом, поднимающим искусство русских исполнителей народной музыки до невиданных высот» (Румыния);

«Павел Нечепоренко – виртуоз такого же высокого класса, как Сеговия, его исполнение так проникало в сердце, что вызывало слёзы» (Финляндия);

«Нечепоренко – истинный музыкант. Это один из выдающихся музыкантов мира. Ничто не смогло сравниться с волшебной игрой Павла Нечепоренко на балалайке. Навсегда он развеял заблуждение, что балалайка примитивный инструмент. Его выступление прошло с большим успехом. Музыкант обладает неповторимой индивидуальностью и великолепными техническими приёмами» (Канада).

Несмотря на такой успех за границей, Нечепоренко не получил должного внимания к своему творчеству у себя на родине. Искусство Нечепоренко было практически незнакомо большинству советских людей.

Тем не менее, в среде профессиональных музыкантов Нечепоренко очень ценили.  Вот что говорила в адрес Павла Ивановича народная артистка СССР Людмила Георгиевна Зыкина:

«Ваш большой талант, исключительная трудоспособность, великая любовь к русскому народному творчеству, чудесные переложения русской и зарубежной классики и вдохновенное их исполнение заслужили высокую оценку».

А народный артист Советского Союза Давид Ойстрах был ещё решительнее в своём высказывании:

«Павел Нечепоренко является замечательным музыкантом, блистательным виртуозом в игре на балалайке. Безупречный художественный вкус, глубокая принципиальность в отборе репертуара, настоящий артистический темперамент ставят его в первый ряд прославленных советских исполнителей-инструменталистов».

П.И. Нечепоренко всегда стремился достичь той степени технического совершенства, которая позволила бы ему максимально выразить весь спектр творческих намерений. В итоге, Нечепоренко не остановился только на этапе модернизации выразительных ресурсов балалайки. Он их обновил. По сути, своим исполнительским творчеством он утвердил совершенно новую современную эстетику звучания инструмента. Именно Нечепоренко вооружил всех балалаечников художественно привлекательным, сразу узнаваемым, согретым теплом сердца тембром, получающимся при исполнении приёма вибрато правой рукой. А какие новые виртуозные возможности открылись с введением П.И. Нечепоренко в практику исполнения на балалайке комбинированных приёмов с участием всех пяти пальцев правой руки, так называемых «гитарных» приёмов звукоизвлечения. Школа исполнительства на балалайке П.И. Нечепоренко – это, прежде всего, строгий академизм, свойственный её создателю. Исполнительский стиль Нечепоренко не раз сравнивали с готикой, её устремлёнными ввысь линиями, сдержанным световым колоритом и обилием скульптурных украшений.

С 1959 года П.И. Нечепоренко преподаёт балалайку на кафедре народных инструментов Государственного музыкально-педагогического института (ныне – Академии музыки) имени Гнесиных. Пройдя путь от преподавателя до профессора, он воспитал свыше семидесяти высококвалифицированных исполнителей и педагогов-балалаечников. Учеников Нечепоренко отличает высокая профессиональная подготовка, серьёзное отношение к своей профессии, увлечённость ею и стремление к самосовершенствованию. Среди его учеников – А.Б. Шалов, профессор Петербургской консерватории; А.С. Данилов, заслуженный артист России, лауреат Всероссийского и международного конкурсов, ректор Ростовской академии музыки; В.Б. Болдырев, профессор Академии музыки имени Гнесиных; В.Е. Зажигин, профессор Академии музыки имени Гнесиных; и многие, многие другие.

П.И. Нечепоренко является автором ряда популярных произведений для балалайки, а также более 20-ти переложений и 25 исполнительских редакций для этого инструмента. Среди особо интересных его работ выделяются Вариации на тему русской народной песни «Час да по часу» и Концертная пьеса на тему русской народной песни «От села до села». Первая – «Час да по часу» – лирическая пьеса, написанная в мягких задушевных тонах. Вторая – «От села до села» — это яркая жанровая сценка, полная радости, юмора и веселья. В основу пьесы положены темы двух народных песен – украинской «от села до села» и русской «Что мне жить и тужить». По мнению музыковеда Майи Шинкарёвой строение пьесы, приемы развития и сам язык сочинения свидетельствует о несомненном влиянии на автора традиций «камаринской» М.И. Глинки. Пьеса Нечепоренко – изобретательное звуковое полотно, использующее разнообразные возможности солирующего инструмента.

Исключительным явлением балалаечной литературы являются «Вариации на тему Паганини» для балалайки соло, написанные П. Нечепоренко в начале 50-х годов прошлого века. Мысль о создании произведения, которое явилось бы своеобразной вершиной сложностей балалаечной техники, возникла у Нечепоренко под воздействием музыки Каприсов для скрипки соло, op.1 Н. Паганини. Особенно привлекала Нечепоренко тема 24-го каприса, на которую он любил импровизировать. Этот материал и лёг в основу его произведения, определившего пути развития балалаечного исполнительства на многие годы вперёд. И сегодня эти Вариации Нечепоренко остаются эталоном виртуозных сочинений для балалайки.

В 1996 году П.И. Нечепоренко Указом Президента России за большие заслуги в развитии отечественного музыкального искусства был удостоен ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени

Завершить эту статью хотелось бы маленькой рецензией на блестяще сыгранный П.И. Нечепоренко концерт в Англии: «Стоит прожить жизнь, чтобы услышать игру на балалайке Павла Нечепоренко».

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.