В. В. Андреев вошел в историю отечественной музыкальной культуры как организатор и руководитель первого оркестра русских народных инструментов, виртуоз-исполнитель на усовершенствованной им балалайке, инициатор и непосредственный участник реконструкции большого количества русских народных инструментов, музыкально-общественный деятель и истинный патриот своей страны. Василий Васильевич Андреев был поистине одержим любовью к народному искусству – песням, танцам и игре на музыкальных инструментах. С детских лет он испытывал неодолимое влечение к народу. Чувство это, по собственному его признанию, росло вместе с ним и, хотя родители дали мальчику вполне светское образование, обучали языкам, игре на фортепиано и скрипке, Василий Андреев остался верен музыкальному искусству своего народа до последних дней.
В один из тихих летних вечеров, которые Андреев проводил в фамильном имении Марьино, что неподалёку от города Бежецка, он впервые услышал балалайку. Как вспоминал Василий Васильевич, он вдруг услышал неведомые для него звуки. Было ясно слышно, что играют на струнном инструменте. Игрок наигрывал плясовую песню, сначала в довольно медленном темпе, а потом всё быстрее и быстрее. Следуя за этими звуками, Андреев увидел, наконец, того игрока. На ступенях крыльца сидел работник Антип и играл на… балалайке. Присмотревшись внимательно, как играл крестьянин, и, взяв у него несколько уроков, Андреев решил играть на балалайке сам и довести игру на ней до совершенства! Для этого благородного дела, ему пришлось реконструировать инструмент, усовершенствовав его форму и качество материалов из которых была изготовлена балалайка. уже через несколько месяцев он играл на балалайке перед столичной публикой. После его блестящего выступления, в петербургских салонах только и разговоров было, что об Андрееве и его балалайке.
Андреев активно работал над усовершенствованием балалайки, над обогащением её технических возможностей и репертуара. Он и его ученики с блеском исполняли на балалайке не только народные песни и наигрыши, а также переложения классических произведений, но и оригинальные произведения для балалайки, которые в большом количестве выходили из-под пера Василия Васильевича. В числе произведений, написанных им для балалайки необходимо также отметить большое количество жанровых зарисовок и произведений танцевального характера. Василий Васильевич пошёл по пути превращения жанров вальса и мазурки из чисто прикладных, в концертные пьесы программного характера с неизменным показом технических возможностей инструмента. Одних только вальсов им написано больше 20-ти. Андреев настолько талантливо использовал разнообразные приёмы и динамические возможности инструмента, что каждое его произведение совершенно неповторимо, с легко запоминающимися мелодиями и оригинальными ритмическими находками.
Популярность Андреева ширилась с каждым его выступлением. К нему часто обращались с просьбами научить играть на балалайке. Андреев, конечно, не обладал достаточным количеством времени и сил, чтобы удовлетворить все эти просьбы, поэтому был вынужден написать в 1887 году совместно с П. К. Селиверстовым, известным музыкальным деятелем «Школу игры на балалайке».
Впоследствии, в 1891-м году Андреев организовал кружки балалаечников среди солдат Петербургского гарнизона. Василий Васильевич не просто учил их играть на балалайке, но и прививал им любовь к народной музыке, а те, отслужив, возвращались в родные места и учили балалаечному искусству своих односельчан. Так распространялась по всей стране слава о балалайке. Популярность Андреева ширилась с каждым его выступлением. К нему часто обращались с просьбами научить играть на балалайке. Андреев, конечно, не обладал достаточным количеством времени и сил, чтобы удовлетворить все эти просьбы, поэтому был вынужден написать в 1887 году совместно с П. К. Селиверстовым, известным музыкальным деятелем «Школу игры на балалайке».
В 1891-м году Андреев организовал кружки балалаечников среди солдат Петербургского гарнизона. Василий Васильевич не просто учил их играть на балалайке, но и прививал им любовь к народной музыке, а те, отслужив, возвращались в родные места и учили балалаечному искусству своих односельчан. Так распространялась по всей стране слава о балалайке.
Андреев, заинтересовавшись балалайкой, решил в дальнейшем реконструировать и другие русские народные инструменты. Таким образом, ему удалось найти в заброшенной деревне Вятской губернии «круглую балалайку», которая являлась уцелевшим после средневековых гонений русским народным музыкальным инструментом — домрой. В итоге, Андреев решил и этот инструмент привести в более профессиональный вид и дать ему новую жизнь. Современная домра, создателем которой является Андреев, это профессиональный виртуозный и очень популярный инструмент.
В процессе педагогической работы и совместной игры с учениками, у Андреева родилась мысль создать коллектив балалаечников — балалаечный ансамбль. 20 марта 1888 года состоялось первое публичное выступление «Кружка любителей игры на балалайках» под руководством В. В. Андреева. В состав ансамбля вошли новые оркестровые варианты балалаек от маленькой, тоненькой пикколо, до густых, мощных басов и контрабасов. Концерт вызвал большой резонанс. А уже осенью 1889 года «Кружок любителей игры на балалайках» выступил с концертами в Русском павильоне на Всемирной выставке в Париже. Успех был просто оглушительный!
В 1896 году появился первый оркестр русских народных инструментов, созданный Василием Васильевичем Андреевым. В его состав вошли кроме балалаек, также и домры различных размеров и щипковые гусли. Позднее в оркестр Андреев ввёл различные народные духовые и ударные инструменты, что, несомненно, обогатило художественные возможности оркестра, придало ему те краски, которыми музыканты смогли создать прекраснейшие музыкальные полотна. Осенью 1908 года начался период блистательных зарубежных гастролей Великорусского оркестра под управлением Андреева. Германия, Англия, Франция, Соединённые Штаты Америки. И всё это за четыре года. Если добавить сюда многочисленные концерты в Петербурге и Москве за время короткого пребывания в России между зарубежными поездками, то картина интенсивной творческой жизни оркестра будет полной. С оркестром в концертах с удовольствием выступали знаменитые певцы — Надежда Плевицкая, Елена Катульская, Владимир Касторский. Для оркестра писали сочинения такие известные композиторы, как Александр Глазунов, Николай Фомин. Знаменитая актриса Сара Бернар плакала от восхищения, вызванного выступлением оркестра. А Фёдор Иванович Шаляпин искренне гордился знакомством с оркестром и его основателем – Василием Васильевичем Андреевым. Пётр Ильич Чайковский, после выступления Андреевского оркестра, воскликнул «Что за чудо эти балалайки!»
В 1918 году Андреев был направлен с концертами на Северный Фронт. Играя перед бойцами в сильнейший мороз в одном лишь лёгком фраке, Андреев внезапно заболел и скончался 26 декабря 1918-го года.