Предлагаю вашему вниманию рабочую программу по клавишному синтезатору для детских музыкальных школ и музыкальных отделений детских школ искусств. Несмотря на то, что педагогические методы и принципы, изложенные в ней, используются мной в педагогической практике уже давно, тем не менее, программа еще не является совершенной и потому постоянно дорабатывается. Буду рад узнать мнение по поводу данной рабочей программы преподавателей и других специалистов, работающих в музыкальном образовании. Вы можете скачать «Рабочую программу по клавишному синтезатору» по ссылке, расположенной ниже. А на этой странице вы можете познакомиться с Введением и Пояснительной запиской рабочей программы по клавишному синтезатору.
Рабочая программа Кунгурова А.В. по клавишному синтезатору
(правой кнопкой мыши по ссылке — «Сохранить как» или «Сохранить объект как»)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «КЛАВИШНЫЙ СИНТЕЗАТОР»
Введение
Рабочая программа по предмету «клавишный синтезатор» для учащихся класса «клавишный синтезатор» отделения «Инструментальное исполнительство» МБОУ ДОД «Детской школы искусств» города Нижнекамска составлена Кунгуровым Анатолием Владимировичем, преподавателем клавишного синтезатора МБОУ ДОД «Детская школа искусств» города Нижнекамска, Республики Татарстан на основе типовой программы «Электронные музыкальные инструменты» старшего научного сотрудника Института художественного образования Российской Академии образования, кандидата педагогических наук, члена Союза композиторов РФ Красильникова Игоря Михайловича; одобренной Методическим кабинетом по учебным заведениям искусств и культуры Комитета по культуре Правительства Москвы и Институтом художественного образования Российской Академии образования
Пояснительная записка
Активное внедрение в музыкальную жизнь и быт нашей страны клавишных синтезаторов поставило перед музыкальной педагогикой актуальную задачу создания адекватных методов обучения игре на новом музыкальном инструменте.
Широкие функциональные возможности клавишного синтезатора, как инструмента-оркестра, позволяют более гармонично чем на традиционных музыкальных инструментах развивать различные музыкальные способности учащихся, как то: интонационный слух, аналитический слух, тембровый слух, чувство ритма и т.д.
Простота первоначального этапа обучения на клавишном синтезаторе и доступность его по цене позволяют привлечь к занятиям музыкальной деятельностью большие массы детей и подростков.
Цель программы – с помощью занятий на клавишном синтезаторе развить музыкально-творческое мышление учащихся
Задачи обучающие:
- обучение игре на клавишном синтезаторе, развитие исполнительских навыков, необходимых для выразительной игры на инструменте;
- расширение знаний в области электронного музицирования;
- развитие художественного вкуса обучающихся через изучение музыки различных стилей и жанров, начиная от музыки Средневековья и заканчивая музыкой XXI-го века; использование полученных знаний в повседневной жизни
- ознакомление учащихся с художественными и функциональными возможностями музыкального инструмента;
- освоение основных музыкально-теоретических знаний.
Задачи развивающие:
- стимулирование музыкально-творческой деятельности;
- развитие интонационного, тембрового и аналитического видов слуха и чувства ритма;
- совершенствование музыкального восприятия, умения анализировать, сравнивать, выделять главное.
Задачи воспитывающие:
- воспитание личной заинтересованности в творческом процессе электронного музицирования, эмоциональной отзывчивости на музыку.
Отличительной особенностью данной программы является то, что автор использует в своей работе оригинальный педагогический репертуар, основанный на собственных аранжировках различных музыкальных произведений.
Рабочая программа рассчитана на 7 лет. Возраст обучающихся – 7-15 лет. Занятия проводятся индивидуально с учетом возрастных особенностей и музыкальных способностей каждого учащегося. Часы обучения по клавишному синтезатору распределяются в соответствии с учебными планами Детской школы искусств: 1,5 часа в неделю в 1-2 классах, 2 часа в неделю в 3-5 классах; 3 часа в неделю в 6-7 классах.
Критерием качества обучения на клавишном синтезаторе могут служить сложность исполняемых учащимися музыкальных произведений, грамотность в решении творческих задач.
Работа над музыкальным произведением – основной вид деятельности на занятиях по специальности «клавишный синтезатор». На первоначальном этапе обучения задача преподавателя – правильно подобрать музыкальные произведения из педагогического репертуара; создать для них проекты аранжировок; записать проекты на дискету, а затем исполнить их учащемуся. После демонстрации на инструменте, необходимо рассказать учащемуся об особенностях исполняемых музыкальных произведений. С младшеклассниками разбор произведений стоит проводить по большей части на уроке. Это позволит приучить их к правильному разбору и анализу нотного текста и даст необходимый толчок для правильной самостоятельной работы в дальнейшем.
Старшеклассники же на основе полученных в предыдущих классах знаний должны уметь самостоятельно разобрать и охарактеризовать исполняемое музыкальное произведение, самостоятельно подготовить краткий анализ музыкального произведения.
Правильный разбор любого нового музыкального произведения возможно лишь согласно принципу «вижу (ноты) – слышу (внутренним слухом) – играю (на инструменте)».
Заучивание наизусть должно быть целенаправленным и осмысленным. Правильное заучивание возможно только после правильного и кропотливого анализа нотного текста. При заучивании необходимо использовать все виды музыкальной памяти: словесно-логическую, слуховую, зрительную и двигательную.
Показателем успеваемости учащихся является выполнение учебного плана и оценки за четверть, полугодие и учебный год. Контроль за успеваемостью и музыкально-исполнительским развитием осуществляется во время выступлений учащихся на академических и технических зачётах, концертах и экзаменах:
1-е полугодие:
- контрольный урок по технической подготовке (мажорные гаммы) и исполнение этюдов;
- концерт-зачет для родителей;
- прослушивание выпускников.
2-е полугодие:
- технический зачет (минорные гаммы);
- академический концерт (конкурс);
- переводной экзамен;
- у выпускников – два прослушивания и выпускной экзамен.
При оценке выступления учащегося, внимание уделяется качеству исполнения произведений и развитию его музыкальных способностей, художественного вкуса, владением исполнительской техникой. За год учащиеся 1-6 классов должны исполнить от 4-х до 6-ти музыкальных произведений различных стилей и жанров. Выпускные экзамены проводятся в седьмом классе обучения. Программа на выпускных экзаменах должна включать: произведение с элементами полифонии, виртуозное произведение (вариации, этюд и др.), две разнохарактерные пьесы. Музыкальные произведения должны быть разнообразны по характеру и различны в жанровом отношении (режим автоаккомпанемента, Normal, Split), аранжировка с применением дискеты.
Для организации учебного процесса необходим клавишный синтезатор, отвечающий следующим характеристикам:
- динамическая клавиатура
- не менее 100 пресетных тембров и несколько наборов ударных инструментов;
- режим автоаккомпанемента;
- режим Split-клавиатуры;
- не менее 100 паттернов автоаккомпанемента с секциями вступления и окончания, а также сбивками;
- звукорежиссёрские эффекты (реверберация, DSP и др.);
- возможность запись Song’ов;
- регистрационная память;
- панель Multy Pad.