Использование инновационных технологий в образовательном процессе – веление времени. Российская система дополнительного образования детей не может остаться в стороне от общемировых инновационных тенденций. Нельзя не признать, что внедрение компьютерных технологий и электромузыкальных инструментов в процесс обучение детей положительно отразилось на педагогическом процессе.
Наиболее органичным нововведением в музыкальном образовании является использование в педагогической практике клавишного синтезатора. Являясь по своей сути музыкальным компьютером, клавишный синтезатор схож по внешнему виду с традиционными механическими клавишными инструментами. Многие приёмы исполнения на клавишном синтезаторе заимствованы из практики игры на клавишно-механических предшественниках.
Вместе с тем, клавишный синтезатор имеет и ряд преимуществ по сравнению с акустическими музыкальными инструментами. Многотембровость, возможность исполнения различных видов фактуры аккомпанемента – всё это делает клавишный синтезатор не просто очень интересным сольным инструментом, но также и неоценимым аккомпанирующим инструментом для солистов, ансамблей, хоров и танцоров.
Электронные средства массовой информации, звукозапись и другие средства распространения современного музыкального искусства приучили любителей музыки к многотембровому аккомпанементу (как к акустическому, так и к электронному). Аккомпанемент фортепиано часто кажется современному слушателю очень скромным, не красочным.
Поэтому преподавателям учреждений дополнительного образования чтобы соответствовать таким стандартам, часто приходится прибегать к использованию в качестве аккомпанемента готовых фонограмм (т.н. «минусовок»). Особенно актуально это, конечно, в классе вокала.
Нельзя не согласиться с мнением профессионального преподавателя вокала с многолетним стажем работы О.В. Ларичкиной: «Задача и ответственность педагога – не только развить у учащихся музыкально-певческие способности, а научить начинающих вокалистов отстаивать свои позиции в искусстве, право творить и создавать своё (выделение моё – А.К.), дать возможность обрести творческий фундамент и сориентировать на творческое «самовыражение» («Профессиональная компетентность педагогов социально-культурной сферы как условие творческого развития подрастающего поколения». Сборник текстов докладов научно-практической конференции. – Набережные Челны, 2012, стр.93).
Однако постоянное использование «готового аккомпанемента» в виде фонограмм-«минусовок» часто приводит к стандартизации творческих целей и задач. Одинаковые стандартные «минусовки» нередко обезличивают юных исполнителей и ограничивают их в проявлении творческой инициативы. К тому же, использование профессиональных студийных фонограмм известных эстрадных певцов, невольно заставляет слушателей проводить сравнения с первоисточником. Часто такое сравнение бывает не в пользу юных исполнителей.
Нередко наличие или отсутствие определённой фонограммы-«минусовки», наряду, конечно, с другими факторами, оказывает влияние и на выбор педагогического репертуара в классе вокала. Из-за такого подхода дети подчас вынуждены петь совершенно не детские песни. В итоге, по меткому замечанию О.В. Ларичкиной, семилетний ребёнок поёт о страданиях любви, а его мама стоит рядом и умиляется (Там же, стр.94).
Хотя детские песни есть, немало среди них новых и интересных. Но возможность их исполнения ставиться педагогами под сомнение, и в том числе потому, что художественные возможности фортепиано в плане создания современного по звучанию аккомпанемента, крайне ограничены. Использование клавишного синтезатора может в определённой степени помочь решению этой проблемы.
Возможности клавишного синтезатора позволяют создавать аранжировку под конкретного исполнителя и практически в любом стилевом решении. При этом темп аккомпанемента, тембральные краски, ритмическая конструкция, особенности фактуры, тональность – всё это на синтезаторе можно изменить в зависимости от поставленных художественных задач и технических возможностей солиста.
Выступление вокалиста под аккомпанемент клавишного синтезатора обычно воспринимается слушательской аудиторией с большим интересом, нежели исполнение под «минусовую» фонограмму. И это объяснимо, ибо такое выступление несёт в себе заряд живого творческого музицирования.
Аккомпаниатор-синтезёр в отличие от фонограммы может вовремя перестроится, если солист допустил какую-нибудь ошибку. Различные ритмические особенности, такие, например, как цезуры при аккомпанементе клавишного синтезатора могут прозвучать рельефнее. Их исполнение в этом случае зависит только от творческого замысла солиста.
Все вышеперечисленные преимущества и возможности синтезаторного аккомпанемента можно использовать и в случае с вокальным ансамблем и хором.
Столь же рационально использование клавишного синтезатора и для аккомпанемента различным немеханическим акустическим инструментам. Обычно, исполнители на духовых и струнных музыкальных инструментах играют под аккомпанемент фортепиано, реже – под «минусовку». Однако, это не всегда отвечает поставленным художественным задачам.
Клавишный синтезатор в ансамбле с сольными акустическими инструментами (как в режимах Normal, Split, так и в режиме автоаккомпанемента), способен лучше, нежели фонограмма-минусовка или фортепиано передать характер исполняемого солистом произведения и насытить музыкальное исполнение разнообразными новыми красками.
Немаловажно и то, что клавишный синтезатор – мобильный музыкальный инструмент. Транспортировать его в десятки раз проще, чем пианино или рояль. Эта особенность позволяет не ограничивать место выступления определённым залом и только закрытым помещением.
Возможности клавишного синтезатора не ограничиваются только аккомпанементом музыкантам-исполнителям. Также хорошо он подходит и для музыкального оформления танцевальных номеров. Ведь паттерные банки синтезатора включают в себя множество разнообразных танцевальных ритмов. Да и занятия в классе хореографии под аккомпанемент синтезатора нравятся юным танцорам больше, чем под фортепиано.
Подводя итоги, хочется ещё раз подчеркнуть, что клавишный синтезатор как аккомпанирующий инструмент – прекрасная замена «минусовкам» и фортепианному аккомпанементу как в классах музыкального исполнительства, так и в классе хореографии.