В отечественной музыкальной среде ни один инструмент не вызывает столько споров как клавишный синтезатор. В отношении него создана масса парадоксальных мифов, на него наклеено множество негативных ярлыков и исполнение на нём считается в академических кругах чем-то очень непристойным. Преподаватели, пытающиеся пропагандировать его как академический концертный музыкальный инструмент, попадают под огонь критики с совершенно разных сторон.
Убеждённые консерваторы, для которых часто не музыка является поводом к наслаждению, а определённые технические условия её передачи, считают синтезатор «не живым» инструментом. Хотя грамотно объяснить, что они вкладывают в это понятие, сии поклонники всего «живого» также как и знаменитые любители «тёплого лампового звука» не могут. Тот факт, что в современных концертных аудиториях любой акустический инструмент озвучивается с помощью звукоусиливающей аппаратуры, не является для таких «эстетов» аргументом. По сути, слышимый в итоге публикой звук ненамного отличается по звучанию от сэмплированных тембров клавишного синтезатора. Однако, никто не утверждает, что звучащая через колонки плохо настроенная скрипка «не живая», а вот синтезатор у ретроградов «не живой» априори.
Очень плохо отразилось на восприятии клавишного синтезатора постоянное и, не всегда грамотное, применение в проектах аранжировок автоаккомпанемента, панели мультипедов, Song’ов и арпеджиаторов. Из-за навязчивого использования этих, действительно богатейших, возможностей электромузыкального инструмента, синтезатор стали презрительно называть «самоиграйкой». Однако, несмотря на то, что подходы к созданию проектов аранжировки на клавишном синтезаторе кардинально поменялись в сторону использования в основном режимов normal, dual и split — клавиатуры, этот не совсем правдивый ярлык, к сожалению, остался.
«Попсовики-затейники» также как и академисты пожимают плечами, когда слышат на синтезаторе аутентичное интерактивное исполнение произведений Баха или Моцарта. Зачем это нужно? — удивляются они, — ведь можно подключить синтезатор как midi-клавиатуру к компьютеру, использовать суперсовременные фантастические тембры, выровнять все длительности с помощью функции «квантизация», сделать качественное сведение, подправить громкость отдельных звуков и получить качественный коммерческий продукт. Но вспомним, что таких продуктов миллиарды! Нужны ли они в таком количестве? Много ли людей с удовольствием их потребляет и как часто? Конечно, midi-аранжировки, как коммерческий продукт, созданный с помощью синтезатора, имею право на существование. Но это не значит, что синтезатору нужно отказать в праве на концертное исполнительство. Ведь изначально клавишный синтезатор создавался именно как концертный политембровый интерактивный инструмент!
Безусловно, на данный момент в исполнительстве на клавишном синтезаторе и в преподавании игры на нём наблюдаются кризисные тенденции. Но это отнюдь не значит, что путей выхода из кризиса не существует!
На уровне начального музыкального образования клавишный синтезатор активно развивается. Причём стоит отметить, что он позволил привлечь к занятию музыкой очень большое количество мальчиков. Это ярко показывают конкурсы и фестивали различных уровней. Исходя из наметившейся тенденции, стоит ожидать в будущем значительного увеличения числа обучающихся на этом музыкальном инструменте. Причём отнюдь не за счёт «недобросовестной конкуренции» с акустическими инструментами, а сугубо за счёт развития исполнительского мастерства на нём и, в результате, повышения уровня его привлекательности среди потенциальной аудитории.
К счастью, у многих преподавателей ДМШ и ДШИ наконец-то приходит осознание, что клавишный синтезатор — это не дешёвая замена фортепиано, а совершенно другой музыкальный инструмент. Синтезатор также инвалидизирует пианиста, как и пианино — синтезёра. Различие в туше, отношение к педали, разный объём клавиатуры — одно это не может не убеждать в необходимости окончательного отделения синтезатора от фортепиано. Клавишный синтезатор должен взять из фортепианной практики всё самое лучшее, что накоплено за столетия существования фортепиано, но при этом окончательно отделиться в отдельный самодостаточный музыкальный инструмент. В этом синтезатору очень сильно может помочь создание современными композиторами оригинального концертного и педагогического репертуара, написанного специально под его возможности.
Остро назрела проблема приведения учебных программ для синтезатора в начальном музыкальном образовании в соответствии с теми задачами, которые могут быть выполнены учащимися детского и подросткового возрастов. На данный момент программы для обучения игре на синтезаторе переполнены сведениями, относящимися скорее к смежным дисциплинам. Также в них предъявляются явно завышенные требования к начинающим музыкантам в области аранжировки и теории музыки. При этом мало внимания уделяется непосредственно исполнительскому мастерству и развитию исполнительских навыков.
Существует и никак не решаемый на данный момент вопрос о присутствии клавишного синтезатора в средних и высших учебных заведениях. Необходимо оперативное создание условий для получения дальнейшего образования по специальности «клавишный синтезатор» выпускниками ДМШ и ДШИ.
В средне-специальном музыкальном образовании синтезатор всё чаще включается в учебный процесс как факультатив. Здесь, в отличие от начального музыкального образования, помимо непосредственно развития исполнительских навыков, даётся неплохая подготовка и в плане аранжировки. Надо думать, что скоро синтезатор будет востребован в ССУЗах и как специальный предмет, и как аналог «общему фортепиано». При этом хочется верить, что как раз музыкальные колледжи возьмут на себя пионерскую миссию подготовки достойных молодых преподавателей синтезатора для ДМШ и ДШИ.
Высшие учебные заведения в массе своей клавишный синтезатор как музыкальный инструмент для исполнительской практики не рассматривают вовсе. Удивительно, но при этом во многих ВУЗах, дающих музыкальное образование, весьма интенсивно ведётся работа по внедрению музыкальной информатики, где студентов обучают профессиональному использованию инструментов компьютерной обработки звука. Это замечательно, что студенты по окончании ВУЗа владеют базовыми навыками набора и редактирования нотной партитуры, умеют свести композицию в программе-секвенсере. Но при этом, вот нонсенс, не владеют даже на минимальном уровне интерактивным клавишным синтезатором. Более того — искренне недоумеваю, для чего нужно играть на синтезаторе вживую на сцене, когда можно подготовить в спокойной атмосфере студии «медийный проект» и вынести этот продукт на суд аудитории в виде фонограммы? Уверен, что скоро настанет то благодатное время, когда вузовские преподаватели поймут, что клавишный синтезатор — не только «дорогая MIDI-клавиатура», но и богатейший (из ныне существующих) музыкальный инструмент. И что при желании, его спокойно можно развивать как концертный инструмент, звучанием которого (в умелых руках!) поклонники музыкального искусства будут наслаждаться не менее, чем звучанием скрипки или рояля.
Клавишный синтезатор уже не первый год активно используется в камерных и народных ансамблях, оркестрах. Благодаря своей политембровости, он существенно обогащает музыкальную палитру любого коллектива. Но его присутствие на сцене пока ещё довольно часто старательно камуфлируется. Есть уверенность, что явление это временное, и с уходом от дел неисправимых консерваторов, музыканты перестанут смущаться наличия на сцене синтезатора.
Сольное концертное исполнительство на клавишном синтезаторе за редким исключением, в нашей стране совсем не развито. Это настолько удивительно, если учесть те громадные возможности, которые даёт синтезатор как музыкальный инструмент, что думается дело просто в том, что большинство посетителей академических концертов живут старыми стереотипами и просто ещё не готово к подобному взлёту «самоиграйки». Но не пройдёт и десяти лет, как всё резко изменится, так как появятся новые слушатели с детства слышавшие электронные и сэмплированные тембры, может быть сами учившиеся в детстве и юности игре на синтезаторе. И тогда – всё изменится!
Подводя итоги, стоит отметить, что несмотря на существование кризисных тенденций в исполнительстве и преподавании на клавишном синтезаторе, в последнее время можно наблюдать весьма положительные сдвиги в этой области. Начало двадцатых годов XXI века должно, по прогнозам экспертов, стать переломным моментом в истории развития электронного музицирования в России. Тому есть несколько причин, но все они в итоге приведут к одному – что электронный инструментарий займёт своё законное место как в музыкальном образовании, так и в исполнительской практике.