DEVELOPMENT MUSICAL ABILITIES PERFORMERS A KEYBOARD SYNTHESIZER
A. W. Kungurov
Children’s Art School, Nizhnekamsk, Russia
Summary. Methodological study on the development of musical abilities of the performers on the piano keyboard. The article details the process of improving disclosed musical abilities novice performers when playing the piano keyboard, and gives a detailed analysis of the causes of this phenomenon. The author carries out a detailed analysis of the process of improving the natural musical abilities (ear intonation, analytical hearing, sense of rhythm) at regular employment of children playing on the piano keyboard. In his study, the author draws on the latest achievements of Russian and world psychology of musical abilities. In particular, the article uses the latest definition of intonation hearing and analytic hearing, including their subspecies.
Key words: Keyboard synthesizers, musical abilities, ear for music, sense of rhythm
Клавишный синтезатор как политембровый музыкальный инструмент инновационного типа, обладающий широчайшими возможностями для исполнения музыки любого стиля и жанра, уже давно с самой лучшей стороны зарекомендовал себя среди любителей и профессионалов. Конечно, синтезатор не имеет пока своих композиторов равных Баху, Шопену, Листу, каждый из которых своими прекрасными высокотехничными музыкальными произведениями поспособствовал утверждению фортепиано на концертной эстраде. Но в синтезаторном исполнительстве не всё так убого и непрофессионально, как пытаются представить некоторые представители академического сообщества.
Клавишный синтезатор, несмотря на все нападки, запреты и активное неприятие, нашёл своё место как концертный инструмент, в том числе в составе ансамблей и оркестров, а нередко и как музыкальный инструмент для сольного исполнительства. Немалых успехов достиг синтезатор и в музыкальной педагогике. Он используется на всех уровнях музыкального образования и, конечно, особенно активно в детских музыкальных школах (далее – ДМШ) и на музыкальных отделениях детских школ искусств (далее – ДШИ).
Грамотное использование клавишного синтезатора в музыкальной педагогике позволяет развить музыкальные способности обучающихся и повысить их уровень мотивации к занятиям музыкой. Проводившиеся автором на протяжении семи лет наблюдения, позволили прийти к определённым выводам о развитии музыкальных способностей обучающихся по специальности «клавишный синтезатор» в процессе целенаправленной исполнительской деятельности на этом инструменте.
Прежде всего, необходимо отметить довольно значительное развитие интонационного слуха обучающихся. Интонационный слух – это, как известно свойство слуха, направленное на восприятие эмоционально-смысловых аспектов музыки. По меткому замечанию знаменитого музыкального психолога Д.К. Кирнарской, «интонационный слух не может отличить звук «до» от звука «ми», зато он отличает смысловое «наполнении» крадущихся и скользящих «Парусов» Дебюсси от настойчивой и упругой поступи «Болеро» Равеля».
Педагогический репертуар синтезёра включает в себя разнохарактерные и разножанровые музыкальные произведения, часто исполняемые практически в аутентичном, или сильно приближенном к оригиналу, звучании. В силу этой особенности, развитие интонационного слуха юного исполнителя на синтезаторе проходит в более благоприятных условиях, нежели у обучающихся на других музыкальных инструментах.
Широкая палитра звуковых красок позволяет исполнителю на синтезаторе получить в процессе обучения гораздо более широкий спектр музыкальных впечатлений, чем у любого другого инструменталиста. Таким образом, в процессе анализа большого объёма музыкального материала, сравнимого лишь с объёмом получаемым дирижёром во время управления оркестром, интонационный слух синтезёра находится в постоянной работе. Благодаря этому, повышается как музыкальность исполнения, так и тяга к занятиям музыкой у начинающих исполнителей на клавишном синтезаторе.
Чувство ритма, как способность к восприятию и анализу метроритмических соотношений в музыке, у исполнителя на клавишном синтезаторе развивается куда более быстрыми темпами, чем у обучающихся на других музыкальных инструментах. Подчас скорость перерождение «неритмичного» ученика, обучающегося на синтезаторе в ученика, тонко чувствующего любой метро-ритм, просто поражают.
Обусловлено такое улучшение чувства ритма синтезёров прежде всего тем, что с первых дней обучения на инструменте ученик вынужден играть в ансамбле с ритмо-гармонической конструкцией, называемой «паттерном». Режим автоаккомпанемента, используемый на начальном этапе обучения игре на синтезаторе, с одной стороны резко ограничивает ритмическую свободу синтезёра, но с другой стороны, позволяет сформировать у него чёткие представления о музыкальном метре и ритме.
Большое количество различных стилей паттерна обогащают ритмическую память синтезёров. Полученный ритмический опыт позволяет им в дальнейшем успешно исполнять и более сложные произведения в режимах Normal или Split-клавиатуры. Причём агогические изменения в их игре не связаны с трудностями технического плана и не навязаны преподавателем, а вызваны более профессиональным отношением к ритму и обусловлены только художественными особенностями музыкального произведения. В старших классах обучающиеся на клавишном синтезаторе с успехом исполняют музыкальные произведения, содержащие элементы полиритмии или целиком основанные на ней.
Аналитический слух, как способность к осознанному определению высоты звука, интервальных соотношений, гармонических последовательностей и т.д., у начинающих исполнителей на клавишном синтезаторе развивается комплексно и гармонично. В процессе игры на этом музыкальном инструменте, исполнитель постоянно сталкивается с различными звуками хорошо темперированного строя, частота которых выверена с математической точностью, поэтому музыкальные звуки всегда звучат одинаково чисто.
Синтезёр не должен как любой исполнитель на акустическом инструменте слышать во время игры приблизительную настройку своего инструмента. Поэтому в его музыкальной памяти надолго остаётся эталонное звучание всех звуков клавиатуры, где «ля» первой октавы всегда 440 Герц, а не 439 и не 441. Конечно, юные синтезёры не становятся от такой особенности инструмента обладателями «абсолютного слуха», но определённое улучшение чувства музыкальной высоты у них, безусловно, можно наблюдать.
В педагогический репертуар обучающихся на клавишном синтезаторе входят как произведения гомофонно-гармонического склада, так и разнообразные полифонические произведения. Причём многоголосие на клавишном синтезаторе часто исполняется в аутентичном, т.е. максимально приближенном к оригиналу, варианте. При этом для каждого голоса назначается свой тембр. В таком исполнении полифония звучит рельефнее, что, несомненно, положительно сказывается как на качестве осмысления каждого голоса исполнителем, так и на развитии его аналитического слуха.
Юные синтезёры в процессе обучения в ДМШ и ДШИ обычно хорошо развивают свой гармонический слух. Это, конечно же, обусловлено постоянным использованием режима автоаккомпанемента, который требует от исполнителя хорошего владения аккордовой техникой и соответственно качественного слухового анализа исполняемой гармонической цепочки.
Необходимо также отметить, что у исполнителей на клавишном синтезаторе обычно хорошо развит тембровый слух. Звучание различных тембров синтезатора, как сэмплированных акустических, так и синтезированных на компьютере, неизмеримо обогащает представления синтезёра о всём богатстве тембровых возможностей. Соответственно и аналитический слух развивается не в замкнутой однотембровой среде, а в поистине безграничной атмосфере разнообразных звучаний.
Обычно по окончании курса обучения по специальности «клавишный синтезатор» обучающийся способен самостоятельно на слух определить звучание тембра акустического инструмента или отнести к той или иной категории многие синтетические тембры. Поэтому исполнитель на синтезаторе слыша по телевизору, в кино или в компьютерной игре звучание тех или иных тембров имеет возможность сразу дать им более-менее точную характеристику.
В заключении хочется ещё раз подчеркнуть, что клавишный синтезатор, обладая несомненными преимуществами по сравнению со многими другими музыкальными инструментами, даёт широкие возможности для развития музыкальных способностей у обучающихся на этом инструменте. Весь комплекс музыкальных способностей (т.е. интонационный слух, чувство ритма, аналитический слух) в процессе обучения игре на синтезаторе поддаётся хорошему развитию и укреплению.
Библиографический список
1. Живайкин П. Л. Словарь-справочник по синтезаторам и музыкально-компьютерным программам. – М., 2009.
2. Кирнарская Д.К. Музыкальные способности – Таланты-XXI век, 2004.
3. Красильников И.М. Электронное музыкальное творчество в системе художественного образования. – Дубна: Феникс+, 2007.
4. Красильников И. М. Электромузыкальные инструменты. – М., 2007.
5. Медушевский В. Интонационная форма музыки. – М., 1993.
6. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей – М., 1947.
7. Холопова В. Музыка, как вид искусства – СПб, 2000.
Данная статья опубликована в журнале Paradigmata poznani № 4, 2015
Скачать статью, опубликованную в журнале
В научной электронной библиотеке «Elibrary.ru»
Какие клавишные синтезаторы нужны для приобщения детей и подростков к музыкальному творчеству? с.19
Советую прежде всего обратить своё внимание на синтезаторы фирмы Yamaha.
«Исполнители на клавишном синтезаторе, в отличие от других музыкантов (скрипачей, пианистов, балалаечников и т.д.), до сих пор не имеют краткого наименования. Связано это с трудностью образования удачного краткого наименования для играющих на синтезаторе. В 2015 году преподавателем клавишного синтезатора Кунгуровым А.В. было предложено наименование «синтезёр»[1][2], впрочем, этот неологизм в России не прижился.» (https://ru.wikipedia.org/wiki/Синтезатор).
Спасибо за ссылку. Поживём — увидим!