Аннотация: статья посвящена принципам редактирования прессетного паттерна клавишного синтезатора для последующего использования изменённой ритмо-гармонической конструкции в проекте аранжировки.
Ключевые слова: клавишный синтезатор, паттерн, аккомпанемент, ритмо-гармоническая конструкция, проект аранжировки.
Клавишный синтезатор, как музыкальный инструмент инновационного типа довольно прочно завоевал себе любовь многих музыкантов (как начинающих, так и профессионалов). Политембровость этого инструмента, наряду с богатейшими возможностями аккомпанемента являются привлекательными в глазах обучающихся детских музыкальных школ и школ искусств, студентов специализированных ССУЗов и ВУЗов. Однако до сих пор не ясными и чётко не прописанными являются многие принципы работы над проектом аранжировки для клавишного синтезатора.
Одним из таких тёмных пятен в исполнительстве на клавишном синтезаторе является принцип редактирования прессетных (т.е. заводских, уже имеющихся в памяти клавишного синтезатора) паттернов (ритмо-гармонических конструкций). Хотя редактирование прессетного паттерна клавишного синтезатора является одним из часто используемых приёмов создания проекта аранжировки, обладающим к тому же богатыми выразительными возможностями.
В редактировании прессетного паттерна можно выделить две основные операции: отключение с помощью микшера клавишного синтезатора отдельных каналов и редактирование параметров звучания каждого канала в отдельности.
Отключение с помощью микшера отдельных каналов может привести к различным изменениям в звучании прессетного паттерна, в том числе к совершенно, подчас, неожиданным. Наиболее часто применяется отключение каналов ударных инструментов, которые непрофессионалы ошибочно считают основой паттерна. Такое изменение ритмо-гармонической конструкции позволяет облагородить общее звучание автоаккомпанемента и вычленить базовые фактурные элементы, такие как бас, гармоническую педаль и ритмо-гармонические фигурации.
При отключении каналов различных фактурных элементов, паттерн может принять более лёгкий, воздушный характер или, наоборот, звучание может стать более глубоким в связи с отсутствием придающих чёткую ритмическую основу ударных.
Обычно, даже при отключении всех остальных каналов, канал педали оставляют. Однако, в особых случаях, возникает необходимость оставить, к примеру, только ударные или только ритмо-гармонические фигурации. В любом случае, подобный способ редактирования прессетного паттерна предполагает активную слуховую работу аранжировщика и чёткого следования идеям композитора.
Второй способ редактирования прессетного паттерна основан на том, что с помощью микшера клавишного синтезатора можно настроить параметры каждого канала отдельно. В частности, можно настроить громкость канала, уровень реверберации, хоруса, октавы исполнения и многое другое. При таком способе редактирования возникает как будто бы новый стиль автоаккомпанемента, отличающийся особым неповторимым колоритом и характером звучания.
Подводя итоги, стоит ещё раз подчеркнуть, что редактирование прессетного паттерна клавишного синтезатора – это очень мощный инструмент в процессе создания проекта аранжировки. Владение двумя основными способами редактирования ритмо-гармонической конструкции может существенно обогатить палитру музыкальных красок профессионального аранжировщика на клавишном синтезаторе.
Список литературы
1. Белунцов В.О. Музыкант и компьютер – журнал «Музыка для синтезатора», №1, 2006 г.
2. Живайкин П. Л. Словарь-справочник по синтезаторам и музыкально-компьютерным программам. – М., 2009.
3. Красильников И. М. Электронное музыкальное творчество в системе художественного образования. – Дубна: Феникс+, 2007.
4. Красильников И. М. Электромузыкальные инструменты. – М., 2007.
5. Красильников И. М. Формирование и развитие электронного музыкального творчества в детских музыкальных школах и школах искусств. (Сборник трудов Восьмой общероссийской конференции Национальной ассоциация учреждений и учебных заведений искусств «Детские школы искусств и благосостояние нации: инновации, проблемы и решения» (г. Москва, 6-8 июня 2008 г.) – М., 2009 г.
Опубликовано в сборнике материалов II Международной научно-практической конференции «ШКОЛА XXI ВЕКА: ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ», Чебоксары, 2014
В научной электронной библиотеке «Elibrary.ru»