Музыкальная информатика в ДМШ и ДШИ в условиях реализации общеразвивающих и предпрофессиональных программ

Музыкальную информатику в российских музыкальных школах и детских школах искусств преподаватели-энтузиасты пытались внедрить ещё в начале нового века. Под цели музыкального-компьютерного просвещения создавались компьютерные классы (подчас с весьма дорогостоящим оборудованием), писались программы и методические пособия. Казалось, что этот предмет вот-вот займёт своё достойное место в учебной программе ДМШ и ДШИ. Однако, необходимо констатировать, что музыкальная информатика на данный момент так и не обрела своего места в начальном музыкальном образовании. Такая ситуация обусловлена несколькими факторами. Перечислим основные из них.

  1. Консервативность восприятия начального музыкального образования педагогическими кадрами. Причём, как это не парадоксально, наибольшей консервативностью отличаются самые молодые из преподавателей ДМШ и ДШИ, т.е. те, кто получил музыкальное образование уже в XXI веке. Знания в области музыкальной информатики, полученные ими в ссузах и вузах, начинающие педагоги совсем не спешат передавать своим юным воспитанникам. Преподаватели же более старшего возраста, в силу своей малой подготовленности в этой сфере музыкальной деятельности, стараются дистанцироваться от решения проблем музыкально-компьютерного обучения;
  2. Отсутствие социального заказа на получение начинающими музыкантами знаний в сфере музыкального программного обеспечения. Уже сейчас можно наблюдать весьма интенсивную миграцию пользователей персональных компьютеров на планшеты и смартфоны. По прогнозам экспертов, ПК в ближайшем будущем напрочь уйдёт из сферы бытового использования и останется лишь как рабочий инструмент в тех областях профессиональной деятельности, где его нельзя будет заменить мобильными устройствами. Таким образом, музыкальная информатика, заточенная на использование персонального компьютера, с каждым годом становится всё более оторванной от реальной жизни.
  3. Отсутствие интереса у обучающихся в ДМШ и ДШИ к продуктивной деятельности в области компьютерного музицирования. Современные дети и подростки в большинстве своём совершенно не интересуются профессиональным компьютерным программным обеспечением, предназначенным для создания и редактирования музыки. Хотя, стоит признать, что эта тенденция характерна не только для музыкального образования;
  4. Обеспокоенность родителей юных музыкантов эпидемией компьютерной и гаджето зависимостей в молодёжной среде. По вполне разумному доводу родителей, музыкальная информатика может послужить лишь предлогом для ребёнка, страдающего подобной нехимической зависимостью, к удовлетворению своих аддиктивных «потребностей». К тому же, некоторых родителей беспокоит и то, что дополнительные занятия за компьютером могут отрицательно сказаться на здоровье их ребёнка;
  5. Отсутствие внятного представления у преподавателей музыкальной информатики, чему и как обучать юных музыкантов в рамках данной дисциплины.

К сожалению, полное изменение в первых четырёх причинах кризиса преподавания музыкальной информатики не во власти отдельно взятого преподавателя или даже педагогического сообщества. Однако пятый пункт вполне по силам устранить совместными усилиями заинтересованных в этом преподавателей. И возможно, устранение последнего пункта приведёт к улучшению тех проблем, которые обозначены в предыдущих четырёх.

Поначалу, в период становления музыкальной информатики в ДМШ и ДШИ, многие преподаватели, в том числе и автор этого доклада, пытались «объять необъятное», т.е. включить в программу обучения музыкальной информатике весь комплект музыкального софта, который на тот момент был в их распоряжении. В ход шли и разнообразные нотные, аудио, видео, графические редакторы, музыкальные конструкторы, автоаранжировщики, секвенсоры и приложения для создания презентаций. Конечным результатом обучения в рамках данного предмета провозглашалось умение учащегося создавать тот или иной «музыкально-компьютерный продукт» или, даже (!), «мультимедиапродукт».

Опыт показал, что так называемый «продукт», изготовленный силами учащихся музыкальных отделений ДМШ и ДШИ, за редким исключением, отличается чрезвычайно низким качеством. Такие, в большинстве своём, псевдохудожественные поделки юных «компьютерных музыкантов» не могли вызвать у профессиональной публики ничего, кроме удивления и усмешки.

Более того, преподаватель музыкальной информатики, при таком обилие изучаемого программного обеспечения, превращался в малокомпетентного преподавателя медиаинформатики, хорошо разбирающегося в музыкальном софте, но совершенно безграмотного в графических и видеоредакторах. По меткому замечанию профессора И.М. Красильникова, «музыканту умение разминать пластилин или окунать кисть в банку с краской и водить ей по холсту ещё недостаточно для того, чтобы считать себя скульптором или художником» [3].

Понимание того, что профессиональный мультимедийный продукт не может быть создан под руководством одного педагога, компетентного лишь в музыкальной сфере, к сожалению, пришло не сразу. Только признание своей некомпетентности в смежных видах искусства, позволило многим преподавателям музыкальной информатики встать на путь истинный.

В ходе активной работы по систематизации программного обеспечения, используемого на уроках музыкальной литературы, было выяснено, что настал момент очистить этот многострадальный предмет от всего лишнего. Стало ясно, что раз программы для создания презентаций, наряду с графическими и текстовыми редакторами довольно подробно изучаются в рамках уроков информатики в общеобразовательной школе, то и дублирование их в курсе музыкальной информатики, также как и внедрение в неё изучения видеоредакторов, совершенно ничем не оправдано.

Обучение детей и подростков компьютерной аранжировке в программах-секвенсорах (и, в сродным им, музыкальных конструкторах и автоаранжировщиках) видится также не вполне обоснованным в силу весьма ограниченного слухового опыта и отсутствия необходимого музыкально-теоретического багажа у юных музыкантов. Данный вид деятельности более актуален в ссузах и вузах со студентами, имеющими уже достаточно развитый музыкальный слух и обладающими необходимым для создания полноценной профессиональной аранжировки набором знаний, умений и навыков.

Взвешенный и продуманный эссенциалистический подход к содержанию данной дисциплины, позволил определить, что в рамках начального музыкального образования в курсе музыкальной информатики возможно изучение лишь двух видов музыкального компьютерного обеспечения: нотного и аудио редакторов. Такой объём изучаемого материала вполне доступен учащимся всех музыкальных отделений ДМШ и ДШИ.

В рамках реализации школой общеразвивающих образовательных программ, музыкальная информатика без особых проблем может быть включена в учебный план, хотя бы как факультативный предмет. Регулирующие же реализацию предпрофессиональных программ федеральные государственные требования содержат в себе этот предмет в разделе «вариативная часть». При создании рабочих программ по данному предмету нужно точно следовать указаниям санитарных норм и правил, предъявляемых к работе с детьми в компьютерных классах! В частности, это касается предельно допустимого количества времени, выделяемого на уроке для практических занятий за компьютером.

Безусловно, место музыкальной информатики ясно определяется в ряду теоретических дисциплин. Нотный редактор по своему прикладному значению очень близок к сольфеджио, а аудиоредактор – к музыкальной литературе. Практика показала, что и преподавать музыкальную информатику должны всё же теоретики, а отнюдь не преподаватели других специальностей.

Музыкальная информатика может быть разумно интегрирована в учебный процесс и, помимо выполнения образовательной функции, должна способствовать решению некоторых чисто прикладных задач. При этом нужно всё-таки помнить, что работа на уроках музыкальной информатики не может быть подведена сугубо под решение только лишь прикладных задач или нацелена на одну лишь проектную деятельность.

Преподавание музыкальной информатики следует начинать не ранее 6-го класса. К этому времени учащиеся успевают получить достаточно неплохую музыкально-теоретическую подготовку. К тому же, к 6-му классу в школе происходит естественный отсев обучающихся и, соответственно, сокращение числа учащихся в группах, что благоприятно сказывается на качестве обучения.

При семилетнем обучении рациональным является такое распределение учебного материала: 6-й класс и первое полугодие 7-го учащиеся изучают нотный редактор, а второе полугодие выпускного класса – аудиоредактор. При восьмилетнем обучении 6-й и 7-й классы посвящены полностью нотному редактору, а 8-й – аудиоредактору. Такое распределение объясняется тем, что изучение нотного редактора очень хорошо коррелирует с темами, которые уже пройдены или только проходятся учащимися старших классов по сольфеджио. А изучение аудиоредактора позволяет с пользой для дела применить его обучающемуся в подготовке к выпускному экзамену по специальности, производя качественные записи своего исполнения для дальнейшего их анализа совместно с педагогом по специальному предмету.

Ещё в начале века перед преподавателем музыкальной информатики не стояла проблема выбора программного обеспечения для реализации поставленных задач. Весь музыкальный софт был проприетарным, но от этого, увы, не становился платным для российского потребителя. В итоге, в музыкальных школах и детских школах искусств на компьютерах были установлены пиратские версии дорогостоящих профессиональных программ, каждая копия которых равнялась, подчас, стоимости всего «железа» в компьютерном классе. Однако, в тот момент это никого не смущало.

Прошедшая пятилетка в корне изменила ситуацию. Появление в России эффективного антипиратского законодательства сыграло весьма позитивную роль в отношении наших сограждан к интеллектуальной собственности. В итоге, преподаватели музыкальной информатики были вынуждены искать замену дорогостоящему платному софту среди бесплатного или открытого (open source) программного обеспечения. Как оказалось, среди бесплатных аналогов есть весьма качественные продукты, прекрасно подходящие для нужд ДМШ и ДШИ.

Так, среди нотных редакторов с самой лучшей стороны проявил себя стремительно развивающийся MuseScore, а среди аудиоредакторов несомненным фаворитом стал Audacity. Эти программы уже апробированы не только в начальном, но также и в средне-профессиональном и высшем музыкальном образовании. Преподаватели музыкальной информатики и обучающиеся, использующие их в своей практике, дают этим опенсорсным продуктам самую высокую оценку. С их помощью создаются качественные нотные сборники и учебные пособия, партитуры для музыкальных коллективов, записываются и обрабатываются фонограммы профессионального качества. Их применяют в своей работе не только преподаватели музыкальной информатики, но также и педагоги по сольфеджио, музыкальной литературе, хору, вокалу и инструментальному исполнительству.

С внедрением MuseScore и Audacity в преподавание музыкальной информатики, стало возможным часть классной работы перевести в домашнюю. В следствие этого, на уроке теперь можно больше времени уделять теоретическому материалу и в более щадящем режиме работать над практическими заданиями, оставляя половину их для самостоятельной домашней работы, которую учащиеся могут выполнять постепенно и под чутким контролем родителей.

В ходе экспериментальной деятельности, было определено примерное содержание программы по предмету «Музыкальная информатика» для ДМШ и ДШИ.

В раздел «Нотный редактор», составленный на основе учебника Голованова Д. В., Кунгурова А. В. «Компьютерная нотная графика [1], вошли следующие темы:

История нотной записи; Краткая характеристика нотного редактора; Создание, сохранение и открытие файла в нотном редакторе; Основные способы ввода и редактирования нот в нотном редакторе; Нотоносцы, раштры, ранжир; Системы станов и акколады; Тактовые черты. Репризы. Вольты; Ключи, смена ключей, октавные пунктиры, табулатура; Тактовые размеры; Темповые обозначения; Нотные головки, штили, хвостики, вязки (рёбра) и лиги; Фермата, паузы и ритмические точки; Знаки альтерации; Особые виды ритмического деления; Динамические обозначения; Технические обозначения; Оформление нотной партитуры в различных форматах и печать готового нотного набора.

В раздел «Аудиоредактор», составленный на основе учебного пособия Горюнова В.А., Стась А.Н. «Обработка и монтаж аудиозаписей с использованием Audacity» [2] вошли темы:

Определение звука; Основные характеристики звука; Запись звука; Воспроизведение звука; Понятие цифрового звука; Краткая характеристика аудиоредактора; Обзор инструментов; Опции меню «Файл», «Правка», «Вид», «Создание»; Настройка параметров аудиоредактора; Запись с микрофона и электромузыкальных инструментов; Редактирование звуковой дорожки; Удаление шума; Усиление сигнала; Разбиение аудиозаписи на фрагменты; Применение звуковых эффектов; Озвучивание презентации.

В качестве итоговой (экзаменационной) работы по предмету в разделе «Нотный редактор» может быть представлен набор нот пьесы (или же её фрагмент) из выпускной программы по специальности. Этот вид деятельности, помимо закрепления навыков нотного набора (прежде всего, конечно же, в режиме быстрого ввода), поможет учащемуся лучше понять форму исполняемого музыкального произведения, обратит его пристальное внимание на самые мелкие детали нотной записи (штрихи, аппликатуру, динамические оттенки и т.д.). Нотный набор также очень помогает в работе над ритмом исполняемой пьесы.

В разделе «Аудиоредактор» финальным проектом может стать как запись лучшего варианта своего исполнения одной или нескольких пьес из выпускной программы по специальности и/или музыкальное и шумовое оформление презентации к итоговой работе по музыкальной литературе.

Несмотря на существующие проблемы, усилиями активных и заинтересованных преподавателей музыкальной информатики, этот предмет может весьма интенсивно развиться в условиях реализации общеразвивающих и предпрофессиональных программ в ДМШ и ДШИ и, в дальнейшем, получить широкую поддержку со стороны как музыкально-педагогического сообщества, так и соответствующих органов государственной власти, обучающихся и их родителей.

Использованная литература

  1. Голованов Д. В., Кунгуров А. В. «Компьютерная нотная графика», учебник, СПб., Издательство «Лань»; Издательство «ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2017;
  2. Горюнов В.А., Стась А.Н. «Обработка и монтаж аудиозаписей с использованием Audacity», учебное пособие, М., 2008;
  3. Красильников И.М. «Приобщение школьников к художественной мультимедийной деятельности в классе электронных музыкальных инструментов», журнал «Музыка и электроника», №4, 2017, стр. 5.

Данная статья опубликована в журнале Управления образования Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан в октябрьском номере 2018 года.