Создание мультимедийного проекта на уроке электронного музицирования

Разработка урока для ДМШ и музыкальных отделений ДШИ по предмету «Основы медиаинформатики»

Цель: Сформировать представление у учащихся 12-14 лет о возможностях создания мультимедийного проекта с помощью компьютера и клавишного синтезатора. 

Задачи:

— формирование навыков создания мультимедийного проекта с помощью компьютерных программ и клавишного синтезатора;

— развитие архитектонического слуха и умения создавать зрительные образы на основе анализа интонационным слухом собственного музыкального сочинения;

— повышение уровня культуры учащихся;

— нравственно-эстетическое воспитание учащихся, гармоничное развитие личности ребёнка.

Материально-техническое обеспечение:

1. Компьютер с установленными программами:

а) «E-jay. Dance 4» (установка в минимальном варианте), либо новые версии данного музыкального конструктора;

б) «Sound Forge 2003», либо другой звуковой редактор;

в) Приложение «Nero Vision 4» или «Windows Movie Maker», либо другой видео-редактор.

2. Клавишный синтезатор, подключённый к компьютеру через миди или аудио вход.

3. Учебные слайд-шоу с новыми терминами к уроку в программе «Microsoft Office Power Point 2003».

План урока:

1. Создание музыкальной композиции в конструкторе клубной музыки «E-jay. Dance 4»;

2. Обработка композиции в звуковом редакторе «Sound Forge»;

3. Создание сценария слайд-шоу и выбор соответствующего фотоматериала;

4. Создание слайд-шоу в приложении  «Nero Vision»;

5. Сведение слайд-шоу и музыкальной композиции в единый видеофайл, добавление титров и спецэффектов.

Ход урока:

1. Учитель: — Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мы с вами узнаем много нового о музыкальных компьютерных программах и их использовании. На этом уроке вы сможете проявить в полной мере свою творческую фантазию, применить уже имеющиеся знания в использовании компьютера и получить новые.

Надеюсь, вы помните, что этот год объявлен  Годом молодёжи и спорта? Именно на молодёжную тему, и тему спорта мы и постараемся сегодня создать с помощью компьютера и клавишного синтезатора мультимедийный проект.

(Учащиеся предлагают назвать проект «Вся жизнь – движение!». Учитель полностью согласен ).

— Вы, конечно, знаете, что мультимедийный проект – это синтетический вид искусства, в котором соединяются музыка и зрительные образы. О таком синтезе когда-то мечтал великий композитор Александр Николаевич Скрябин. А мы сможем создать такой синтез уже сейчас!

Сначала загрузим программу «E-jay. Dance 4». После этого начинаем создание композиции в главном окне программы. Для этого, прежде всего, создаётся новая композиция (т.е. очищается рабочее поле от стартовой композиции). Выбирается функция «Сохранить» на правой панели «дерева». (Учащиеся выполняют задание и на экране монитора появляется предупреждающая надпись  «Вы действительно хотите удалить композицию?»)

— Отказываемся от сохранения стартового варианта и приступаем к самостоятельному творчеству.

Порядок создания музыкальной композиции в программе «E-jay. Dance 4» диктуется особенностями этого музыкального конструктора. Посмотрите, основными рабочими деталями в ней являются сэмплы. Давайте, запишем, что такое сэмпл.

(Учащиеся, с экрана монитора, на котором с помощью «Microsoft Office Power Point» демонстрируется текст, записывают в тетради определение термина «сэмпл»).

«Сэмпл – это сохраненная в памяти синтезатора (или специальной компью­терной программы) последовательность цифровых отсчетов, получившихся в ре­зультате аналого-цифрового преобразо­вания звука «живого» музыкального ин­струмента. Можно оставить их та­кими, как есть, и синтезатор будет зву­чать голосами, почти неотличимыми от голосов инструментов-первоисточ­ников. Можно подвергнуть сэмплы изменениям: модуляции, фильтрации, воздействию эффектов, и получить самые фантастические, неземные звуки».

— В программе «E-jay. Dance 4» сэмплы представлены в виде разноцветных кубиков или прямоугольников, которые нужно разместить на рабочем поле главного окна, причём каждый на свою дорожку. Например, если выбирается партия «Слои», то необходимо щёлкнуть курсором компьютерной мыши по кнопке «Слои» в правом нижнем углу окна и, подобрав нужный сэмпл, переместить его «кубик» из появившегося нижнего поля выбора на предназначенную ему дорожку основного рабочего поля в то место, куда композитор посчитает нужным. Чтобы прослушать сэмпл, прежде чем вставить его в композицию, нужно щёлкнуть мышкой по соответствующему кубику. Удалить не подошедший сэмпл можно щёлкнув по нему курсором мыши и нажав клавишу «Delete».

(Учащиеся пробуют составить партию «Слои» и приходят в восторг от того, как легко они могут создать собственную музыкальную композицию).

— В расположении дорожек есть тоже свои правила, которые нужно соблюдать! Взяв за основу 16 первых дорожек (из 48-ми), делим их согласно последовательности:

1 и 2 дорожки – Клавишные инструменты (ярко-розовый цвет «кубика»-сэмпла);

3 и 4 дорожки – Гитары (голубой цвет «кубика»-сэмпла);

5 и 6 дорожки – Вокал (салатный цвет «кубика»-сэмпла);

7 и 8 дорожки – Рэп (зелёный цвет «кубика»-сэмпла);

9 дорожка – Циклы (красный цвет «кубика»-сэмпла);

10 и 11 дорожки – Басы (синий цвет «кубика»-сэмпла);

12 дорожка – Ударные (оранжевый цвет «кубика»-сэмпла);

13 дорожка – Эффекты (тёмно-жёлтый цвет «кубика»-сэмпла);

14 дорожка – Фишки (светло-жёлтый цвет «кубика»-сэмпла);

15 дорожка – Слои (малиновый цвет «кубика»-сэмпла);

16 дорожка – Загруженный звук (серый цвет «кубика»-сэмпла);

— А теперь запишите в тетради эту последовательность. (Учащиеся, с экрана монитора, на котором с помощью «Microsoft Office Power Point» демонстрируется текст, записывают в тетради последовательность расположения партий).

— Допускать переход сэмплов одного типа на «чужую» дорожку можно лишь в крайнем случае, так как установка сэмплов в случайном порядке создаёт хаотичный зрительный образ, что мешает работе.

Начинается создание композиции с партии ударных и циклов, ибо эта та база, тот фундамент, на котором будет держаться вся конструкция! Сэмплов ритма не должно быть очень много и они не должны часто чередоваться.

Взгляните, в верхней части главного окна располагаются номера условных тактов. Следуя этим меткам довольно сложно ошибиться в правильном расположении ритм-сэмплов. Темп для   композиции выбирается в левом нижнем углу главного рабочего окна и корректируется по ходу создания композиции в зависимости от творческих задач.

Sozdanie_mul'timedijnogo_proekta_01

При наборе нужно постоянно возвращаться к началу произведения или его части,  и прослушивать полученный результат, когда нужно, подправлять композицию и представлять себе внутренним слухом дальнейшее музыкальное развитие.

(Учащиеся под руководством педагога набирают дорожки ритм-основы).

— Когда выбраны основные параметры ритма, начинается набор партии клавишных. Необходимо помнить, что излишнее разнообразие клавишных (также как и других инструментов) создаёт впечатление разорванности, случайности выбора сэмплов и не даёт возможности получить цельный образ композиции. Остановиться нужно на схожих по характеру сэмплах, возможно с одинаковыми названиями или близких друг-другу по звучанию. Только после полного «исчерпания» данного типа сэмплов, можно вводить новые, причём делать это нужно постепенно и лучше по принципу нарастания, подводя таким образом музыкальное движение к кульминации в 3/4-ти композиции (так называемая «точка золотого сечения»).

Sozdanie_mul'timedijnogo_proekta_02

Непрестанно помнить также надо о том, что разные инструменты не должны друг-другу мешать, перебивать, или, что ещё хуже, соз­давать некую «звуко­вую кашу». Сольные яркие партии должны хорошо прослуши­ваться, а канонные го­лоса или противосло­жения необходимо  внедрять очень осто­рожно!

(После недолгого поиска учащиеся останавливают свой выбор на правильной последовательности клавишных сэмплов).

— Клавишные сэмплы должны хорошо соче­таться с гитарными, по­этому к выбору гитарных сэмплов приступаем сразу после набора партии кла­вишных. Гитарное звуча­ние может, как заполнять паузы у клавишных, так и звучать соло. Главное, не допускать смыслового пе­речения музыкального ма­териала гитар и клавиш­ных.

Sozdanie_mul'timedijnogo_proekta_03

Получившийся «графиче­ский музыкальный скелет» постепенно заполняется ба­сами, слоями, добавляются эффекты и фишки. В практи­чески готовую композицию вносятся при желании партии «вокал» и/или «рэп». Но, если поставлена цель сделать вокальную партию или рэпо­вую солирующими,  естест­венно, набирать их следует после ударных, но до кла­вишных и гитар.

(Составляются партии ба­сов, слоёв, эффектов, фишек. Учащиеся предлагают доба­вить умеренное количество сэмплов вокала и рэпа).

— Когда программные сэмплы клавишных, гитары и др. не устраивают, или хочется добавить что-то новое, то в ход идёт звуковой редактор (на­пример, «Sound Forge», либо другой). Записанный в редак­торе, и сохранённый в файл с расширением «.wav» звук, в виде кубика-сэмпла вставляется в композицию как «звук» на 16-ю до­рожку.

Sozdanie_mul'timedijnogo_proekta_04

(Учитель помогает учащимся записать и сохранить в аудио-файл понравившееся им звучание клавишного синтезатора. Окончательно готовая музыкальная композиция экспортируется в wav-ау­диофайл. Для возможного последующего редактирования или дополнения, компо­зиция также сохраняется в файл с рас­ширением «.mix»).

Sozdanie_mul'timedijnogo_proekta_05

 — Обратите внимание, про­грамма «E-jay. Dance 4» по­зволяет также создать и ви­деофайл на основе получен­ной композиции: в правой панели «дерева» выбирается функция «Видео». В от­крывшемся окне можно предварительно загрузить не­сколько картинок или фото (в формате BMP), а затем, по­ставив на «запись», и вирту­озно щёлкая мышью (и тем самым, переключая спецэф­фекты и  картинки) в реальном времени, по ходу музыкального движения создать видео-музыкальную композицию. Сохранив  её в сжатом файле MPEG-4 с разрешением «.AVI» (Правое дерево — «Сохранить» — «Экспорт ви­део»), можно получить интересный вариант мультимедиапроекта.

Sozdanie_mul'timedijnogo_proekta_06

(Учащиеся создают видео и остаются не вполне удовлетворены видеовозможностями программы).Sozdanie_mul'timedijnogo_proekta_07

— Ну вот, вы на собственном опыте убедились, что подоб­ный метод создания столь сложного синтетического об­раза, каким является мульти­медиапроект, не отвечает по­требностям взыскательного слушателя и зрителя.   По­тому, продолжаем двигаться по плану!

Sozdanie_mul'timedijnogo_proekta_08

2.  — Обработка готовой композиции в  «Sound Forge» проходит следую­щим образом:

а) открывается файл композиции, через «Правка» выбирается всё от начала до конца. Следом через «Процесс» запус­кается «Нормализация» до -3 db. Эта операция позволяет избежать «среза­ния» пиков осциллограммы звуковой записи (следствием «срезания» могут явиться лишние щелчки или эффект «перегрузки») и создать сбалансиро­ванный звук для проекта;

Sozdanie_mul'timedijnogo_proekta_09

Sozdanie_mul'timedijnogo_proekta_10

Sozdanie_mul'timedijnogo_proekta_11

б) так  как в программе «E-jay. Dance 4» используются электрон­ные сэмплы, то к композиции же­лательно применить (через «Эф­фекты») небольшую («по умолча­нию») реверберацию. Это создаст ощущение «живого» звучания клавишных, гитар и других инст­рументов;

Sozdanie_mul'timedijnogo_proekta_12

Sozdanie_mul'timedijnogo_proekta_13

в) если в программе «E-jay. Dance 4» не были использованы возможности микшера, то ещё не всё потеряно! Так часто необходимое затухание можно сделать и в «Sound Forge» («Процесс» — «Затухание» — «Вы­ход»). Так же по необходимости можно сделать и нарастание в начале композиции («Процесс» — «Затуха­ние» — «Вход»);

Sozdanie_mul'timedijnogo_proekta_14

г) композиторское чутьё (оно же, по мнению музыкального психолога Д.К. Кирнарской, «архитектонический слух») по­зволит правильно приме­нить необходимые эффекты и инст­рументы. Главное, знать меру, и помнить, что звуко­вые эф­фекты – это не «масло» кото­рым «кашу не испортишь», а очень серьёз­ные звукорежис­сёрские ин­струменты! Добав­ление эф­фектов и применение инст­рументов производится только при выделении курсо­ром (выделены должны быть оба канала – и ле­вый, и правый!) всей компози­ции или её части, если необходимы лишь «то­чечные» изменения музыкаль­ного материала.

д) последний шаг – сохранение композиции. Можно сохранить в Wav, но лучше сохранять в формате Mp3 (48 100 Гц, 16 бит, 128 кбит/сек). На данный момент, это – самый популярный и со­вместимый с большинством программ формат сжатого ау­дио. Mp3-файл весит, к при­меру, в 10-12 раз меньше, чем файл в формате Wav, а каче­ство звучания на слух отли­чить невозможно!

Sozdanie_mul'timedijnogo_proekta_15

(Методом эксперимента учащиеся нахо­дят необходимые средства редактирования композиции).

3.  — Создание сценария и выбор под него соответствующих фотоматериалов дело не такое простое, как может показаться на первый взгляд. Начать необходимо с точного посекундного измерения продолжительности каждой, ощутимой на слух, части. По секундам должны быть отмечены:

а) статика в музыкальном движении (в этих местах можно будет в дальнейшем применить продолжительную задержку фото-слайда);

б) смены музыкального материала (здесь не обойтись без видеоэффектов «Вход» («выплывание», «выползание», «вылет», «появление» и т.д.);

в) всплески (если они резкие и короткие, то можно вставить эффект «вспышка», а если постепенные, то «замещение», «шторки», «шахматы» и др.);

г) необычное звучание или звукоподражание, которое можно проиллюстрировать особыми кадрами и/или спецэффектами 3D.

  Не стоит часто менять спецэффекты, если только проект не задуман по типу бразильского карнавала.

(Создав сценарий, расписав время появления и ухода, а также продолжительность каждого кадра в отдельности,  учащиеся начинают отбор фотоматериалов).

— При выборе фотографий для проекта, желательно отобрать наиболее подходящие по теме фото, естественно опираясь на характер музыкальной композиции.

Отбор можно про­водить как в «Проводнике» (через «Эс­кизы стра­ниц»), так и в специаль­ных программах просмотра фото-файлов.

Sozdanie_mul'timedijnogo_proekta_16

Sozdanie_mul'timedijnogo_proekta_17

При желании процесс фото-отбора можно проделать и в программе «NeroVision» уже непосред­ственно при создании слайд-шоу.

(Учащиеся выбирают фото о спорте и молодёжи в популярном формате сжатого изображения JPEG  и, пронумеровав их, помещают в отдельную  папку).

4. — Создание слайд-шоу начинается после запуска «NeroVision» и выбора на стартовой странице «Создание слайд-шоу». Принцип создания слайд-шоу в данной программе довольно простой:

Sozdanie_mul'timedijnogo_proekta_18

Sozdanie_mul'timedijnogo_proekta_19

а) выбирается «Просмотр» (внизу рабо­чего окошка), а затем через «Проводник» отбираются нужные фото. Когда они поя­вятся в рабочем окошке, их поочерёдно перетаскивают в поле раскадровки  внизу главной страницы «NeroVision». Если же все фото заранее отсортированы и прону­мерованы по порядку и расположены в одной папке, то надо просто добавить в проект всю папку («Просмотр и до­бавление в про­ект») и все слайды сразу появятся на шкале раскад­ровки. При жела­нии можно приме­нить к выбранным кадрам различное редактирование (правой кнопкой мыши щёлкнуть по кадру и выбрать тип редакции).

Sozdanie_mul'timedijnogo_proekta_20

Sozdanie_mul'timedijnogo_proekta_21

(Учащиеся добавляют в проект слайды. Некоторые фото сняты в вертикальном положении, что на экране смотрится плохо. Тогда учащиеся под руководством учителя, используя возможности редакции слайдов, обрезают нестандартные фото до горизонтального положения.)

— Теперь необходимо согласно сценария задать переходы между кадрами и время каждого из них. Переходы выбираются из меню «Переходы» (верхний левый угол рабочего окошка) и перетаскиваются в место назначения на шкалу раскадровки внизу главной страницы. Продолжительность каждого кадра или перехода можно задать, щёлкнув правой кнопкой мыши по кадру или переходу соответственно, выбрав «Свойства» и задав желаемую длительность. Далее нужно сверить получившееся движение слайд-шоу со сценарием проекта и при необходимости, скорректировать полученный результат.

Слайд-шоу в готовом виде экспортируется (кнопка «Экспорт» в нижнем левом углу главной страницы) в видео-файл. Предпочтительнее выбрать настройки по умолчанию для SVCD (Super Video Compact Disc), но можно и самостоятельно настроить параметры экспорта. Лучше в этом случае выбрать разрешение AVI, видеосистему PAL, кодек MPEG-4. Перед запуском экспорта обязательно указывается путь и имя файла, в который сохраняется слайд-шоу.

Sozdanie_mul'timedijnogo_proekta_22

(Слайд-шоу сохраня­ется в видео-файл с авто-настройками SVCD, что учащимся кажется проще, чем самостоятельно за­давать параметры экспорта).

5. — Сведение слайд-шоу и музыкальной композиции происходит так:

а) в стартовом окне «NeroVision» выбирается «Создать фильм»;

б) через «Просмотр и добавление в проект»  вставляются видео (слайд-шоу) и аудио (музыкальная композиция);

в) проверяется и, если нужно, исправляется синхронность аудио и видео;

г) накладываются титры и спецэф­фекты. Их можно выбрать из соответст­вующих функций (см. кнопки в вверху рабочего окошка) и перетащить курсо­ром мыши на полагающуюся им до­рожку в нижнем рабочем поле. Текст титров, шрифт, расположение на эк­ране, длительность можно задать так же, как задавались параметры времени для фотокадров при создании слайд-шоу. То же применимо и к спецэффек­там видео.

Sozdanie_mul'timedijnogo_proekta_23

Экспорт готового мультимедийного проекта в видео-файл осуществляется по тем же правилам, по каким сохранялось и слайд-шоу.

(Учащиеся творчески подходят к решению поставленной задачи, советуются с учителем, предлагают различные варианты добавления спецэффектов. В итоге, сохранив мультимедиапроект в видеофайл, они остаются полностью удовлетворены полученным результатом).

Литература: 

  1. Живайкин П. Л. Словарь-справочник по синтезаторам и музыкально-компьютерным программам. –М., 2009.
  2. Красильников И. М. Электронное музыкальное творчество в системе художественного образования. –Дубна: Феникс+, 2007.
  3. Красильников Игорь. Электромузыкальные инструменты. –М., 2007.
  4. «Софт для композитора. Технологии композиции» (Cd-Rom). –«Alex Soft»
  5. «Реаниматор №19. Напиши музыку» (Cd-Rom). 2007.
  6. «Библиотека звуковых эффектов» (Cd-Rom). 2007.
  7. «Лучшее для написания музыки» (Cd-Rom). 2003.

 

Данная разработка опубликована в научно-методическом журнале «Музыка в школе» в №4 за 2010 г: (Кунгуров А. В. Создание мультимедийного проекта на уроке электронного музицирования / А. В. Кунгуров // Музыка в школе. — 2010. — № 4. — С. 42-55.)

В научной электронной библиотеке «Elibrary.ru»

Данную разработку рекомендует музыкальным педагогам Центральная публичная библиотека Новоуральского городского округа (раздел «Учителю музыки»)