Интервью А.В. Кунгурова газете «Нижнекамская правда» (2020.01.25)

Любая профессия имеет свои особенности. Есть свои секреты и у учителя музыки. Любовь к искусству, стремление отдать себя детям, вера в то, что без настоящей музыки нельзя стать гармонично развитым человеком, — этим постоянно живёт педагог-музыкант. Он ведёт учебно-воспитательную работу, формирует взгляды, убеждения, потребности, вкусы, идеалы детей. Это не просто широко образованный человек, хорошо знающий свой предмет, но и личность в высоком общественном значении этого слова. Преподаватель по классу клавишного синтезатора Анатолий Кунгуров — яркий тому пример. Он трудится в Детской школе искусств более 11 лет, со дня основания учебного заведения, и добился огромных успехов в своём деле.

— Анатолий Владимирович, расскажите немного о себе.

— Я — коренной нижнекамец. Очень люблю свой город и не перестаю им восхищаться. Бывая в других городах, всегда приглашаю всех посетить Нижнекамск и оценить красоту его природы и местных достопримечательностей.

Вырос я в интеллигентной семье, в которой детям всегда прививали любовь к знаниям. Мои родители, дедушки, бабушки, старший брат постоянно что-то читали. Причём в ходу была не только художественная литература, но и историческая, научная.

Развитию музыкального вкуса в семье тоже уделяли очень большое внимание. Мои родные не только обладали хорошими музыкальными способностями, но и играли на музыкальных инструментах. Я, кстати, до сих пор занимаюсь на пианино, доставшееся мне в наследство от бабушки.Абзац

— А как Вы решили связать свою жизнь с музыкой?

— Лет с шести я очень увлёкся импровизацией на фортепиано. Играть, конечно, тогда не умел, хотя что-то мне взрослые и показывали. Но мне нравилось именно самому что-то придумывать. Игру по нотам я вообще лет до четырнадцати терпеть не мог. Интерес к импровизации и композиции у меня, кстати, сохранился до сих пор.

Неудивительно, что в музыкальной школе моим самым любимым предметом была музыкальная литература. Преподавала её очень творческий педагог Яруллина Лариса Сайфулловна. До сих пор помню, как замечательно она рассказывала об увертюре Л.В. Бетховена «Эгмонт», про оперу М.И. Глинки «Иван Сусанин». Яркий след в моей памяти оставили Наталья Васильевна Фёдорова, Елена Юрьевна Некрасова, Ирина Геннадьевна Зотеева, Лариса Фёдоровна Смородинова.

Но главным человеком, помимо моих родителей, который помог мне определиться с выбором профессии стала Валентина Васильевна Павлова. Она в то время была директором ДМШ №3 и вела у меня синтезатор и основы композиции. Этот замечательный музыкант и педагог смогла найти ко мне правильный подход и успешно подготовила меня к поступлению в Нижнекамское музыкальное училище им С. Сайдашева.Абзац

— Чем Вам запомнились годы учёбы в музыкальном колледже?

— Прежде всего моими замечательными учителями. Их было много, трудно в рамках интервью упомянуть всех. Но особенно я благодарен Петру Павловичу Скворцову, Ларисе Юрьевне Мавлиевой, Розе Нагимулловне Халимовой, Ольге Валентиновне Лесовой, Зинаиде Ивановне и Любови Михайловне Плетнёвым, Анисе Мухаметовне Тагировой, Эдуарду Марсовичу Газееву, Юрию Борисовичу и Ларисе Альбертовне Романько. 

В училище меня всегда окружали очень активные и позитивные однокурсники, которые не только терпели мой несносный характер, но, как могли, поддерживали меня в трудных ситуациях.Абзац

— А как сложилась Ваша жизнь после окончания училища?

— Если честно, мало кто из выпускников музыкальных учебных заведений мечтает стать преподавателем. Всем хочется быть артистами, руководителями коллективов. Но я с детства мечтал быть учителем. Правда, хотелось преподавать мой любимый школьный предмет — биологию, но получилось, что я стал педагогом дополнительного образования.

— В нашем городе, да и, наверное, в России, не так много преподавателей клавишного синтезатора. У кого Вы учились по синтезатору и как сложно было освоить методику преподавания этого музыкального инструмента?

— Да, действительно, педагогов по классу синтезатора очень мало, несмотря на большую востребованность этого инструмента. Мне очень повезло с тем, что мой учитель по синтезатору, И.М. Красильников, как раз стоял у истоков зарождения преподавания клавишного синтезатора в России. Игорь Михайлович — главный научный сотрудник Института художественного образования и культурологии Российской академии образования, доктор педагогических наук, член Союза композиторов России.

С помощью этого талантливого музыканта я не только получил диплом преподавателя клавишного синтезатора, но и создал методическое пособие «Развитие музыкальных способностей учащихся класса клавишного синтезатора ДМШ/ДШИ». В этом году это пособие опубликовано издательством «Издательские решения». Эту книгу, как и другие мои учебные и методические пособия, можно бесплатно скачать с моего персонального сайта https://ankungurov.ru/.

Методика преподавания синтезатора, так же как и исполнительство не нём, — это огромный простор для творчества и новых открытий. Каждый день приходится исследовать и экспериментировать, пытаясь улучшить качество преподавания и не отстать от общемировых тенденций.

Расширяется педагогический репертуар юных синтезёров. Всё больше в нём, помимо эстрадных пьес, произведений академической и народной музыки. Если раньше синтезатор был «самоиграйкой», то теперь, чтобы добиться на нём хоть какого-то приемлемого звучания, необходимо постоянно совершенствоваться, применять нестандартные подходы и пополнять свои знания.

— Вы педагог высшей квалификационной категории. Много ли Вам пришлось вложить усилий, чтобы достичь такого уровня профессионализма.

— Откровенно говоря, я рассматриваю свою категорию как кредит доверия, который нужно ежедневно оправдывать. Поэтому я стараюсь вести активную методическую работу, выступать на конференциях и семинарах, публиковать свои статьи в федеральных педагогических журналах, принимать участие в профессиональных конкурсах. В этом году я стал победителем двух престижных конкурсов — Всероссийского конкурса методических разработок педагогов дополнительного образования и VI Всероссийского молодёжного фестиваля-конкурса «Музыка в цифровом формате» им. С.И. Сиротина. Получать такое признание своей методической деятельности очень приятно, но самое главное в моей работе — это, конечно же, мои ученики!

— Расскажите о своих учениках.

— Мои ученики — это моё богатство! 
Так как инструмент, игру на котором я преподаю, электромузыкальный, то в основном у меня учатся мальчики. Им интересны звуковые эффекты, большое количество различных тембров, возможность довольно быстро начать что-то исполнять на инструменте.

Несмотря на то, что я всем стараюсь уделить равное количество своего внимания, кто-то просто проходит курс обучения и выпускается со свидетельством об окончании ДШИ, а кто-то активно трудится и показывает стабильно высокие результаты, выступая постоянно на концертах и участвуя в конкурсах. Только за этот год мои ученики принесли в копилку Детской школы искусств несколько значимых побед. Сарынин Захар стал лауреатом Международного конкурса «Таланты России», Колчин Матвей и Капралов Дамир — дипломантами Международного конкурса юных композиторов, Валитов Рахим и Салимуллин Малик — победителями Республиканского конкурса юных музыкантов им. Ф. Яруллина.

— Какой Вы учитель? Строгий и требовательный, или добрый и мягкий?

— Я стараюсь к каждому ученику найти индивидуальный подход. Ведь дети все разные. С кем-то можно быть и построже, а кого-то, наоборот, нужно как можно больше хвалить. Очень важно не навредить ребёнку, не ранить его нежную детскую душу, а наоборот, воспитать из него уверенную в своих силах целеустремлённую личность. Поэтому я не только даю знания по предмету, но и по мере сил и возможностей, занимаюсь воспитанием своих учащихся.
Конечно же, в процессе воспитания и обучения мне очень сильно помогают родители моих учеников. Низкий им поклон за поддержку, понимание и терпение!

Безусловно, мне не удалось бы никогда достичь каких-либо значимых результатов без поддержки администрации ДШИ. Наш директор, Гульфия Насиховна Шамшудинова — очень креативный и открытый руководитель. Любые инициативы, подчас даже самые неожиданные, всегда находят её поддержку. А многими победами в конкурсах я обязан заместителю директора по учебно-методической работе Харитоновой Людмиле Александровне.
Очень сильно помогла мне в моём становлении как педагога первый директор школы Ольга Валентиновна Ларичкина. Я благодарен всем коллегам, которые работают вместе со мной. От них постоянно исходят волны оптимизма, у них есть чему поучиться, они всегда придут на помощь, посоветуют, поправят, порадуются твоим успехам.Абзац

— Чтобы Вы пожелали своим коллегам?

— Терпения и понимания того, что мы прежде всего должны воспитывать своих учеников. И, часто, воспитывать именно на своём примере!

Записала Лилия ЕГОРОВА

Интервью опубликовано в газете «Нижнекамская правда» №4 (10625) от 22.01.2020 г.