Клавишный синтезатор и компьютер в ДМШ и ДШИ

Компьютер и компьютерные технологии в современном обществе играют всё более важную роль. И политика государства в области образования базируется именно на повышение присутствия компьютерных технологий во всех сферах образовательной деятельности. Не является исключением и музыка. В музыкальном образовании компьютерные технологии и электронное музицирование занимают пока что не большое место среди других методов преподавания, но год от года значение новых технологий становится всё ощутимее. Введение в ДМШ и на музыкальных отделениях ДШИ электромузыкальных инструментов и компьютерного музицирования — насущная необходимость современности.

Электронное музицирование делится на две взаимообъединяемые части. Первая — электронные музыкальные инструменты. Вторая — компьютерное творчество.

Под электромузыкальными инструментами в начальном музыкальном образовании обычно подразумевают клавишный синтезатор или рабочую станцию. Клавишный синтезатор не только самодостаточен как концертный инструмент, но и является, к тому же, великолепной базой, для создания электронных аранжировок. Нередко приходится слышать, что синтезатор де — не живой инструмент. Подобные же скептики, что ныне ругают синтезатор, в 18 веке хулили фортепиано именно за его механичность, оно им так же казалось «неживым».

Cинтезатор — это уникальный, богатый различными звучаниями и техническими возможностями музыкальный инструмент.

На этапе начального музыкального образования обычно используется клавишный синтезатор с автоаккомпанементом. На более высоком этапе обучения бывает уже необходима рабочая станция, включающая в себя возможности, как клавишного синтезатора, так и музыкального компьютера.

В первых трёх классах обучение в классе клавишного синтезатора основывается на изучении его функциональных возможностей, особенностей автоаккомпанеменета. Так же в начале, изучаются и тембры различных музыкальных инструментов, представленные в синтезаторных банках. Обычно педагог даёт чёткую характеристику основным инструментам симфонического оркестра. Для этого используются аудио- и видео -записи, а также фотоматериалы, рисунки, наглядно иллюстрирующие характер звучания, приёмы игры, диапазон, технические возможности и внешний вид того или иного музыкального инструмента.

С первого же года обучение закладываются и представления о стилях и жанрах. Без знаний об основах музыкальной формы нельзя грамотно использовать режим автоаккомпанемента. Прежде других изучаются стили трёх китов, на которых, по мнению советского композитора Д. Б. Кабалевского держится вся музыка – песни, танца и марша. В дальнейшем, к этим стилям добавляются и более современные, такие, как Country, Disco, Latin, Jazz и другие.

Для лучшего понимания произведения, исполняемого на синтезаторе, и, для создания оптимального варианта аранжировки, на уроках прослушиваются различные исполнения данного произведения, выбирается наиболее подходящая интерпретация или стилизация.

Прежде чем исполнить на клавишном синтезаторе какую-либо композицию, необходимо составить проект её аранжировки. Прежде всего, выбирается необходимый тембровый инструментарий, а также такие звукорежиссёрские настройки, как реверберация, хорус, гармония и т.д.

Создание проекта аранжировки продолжается выбором необходимого стиля или нескольких стилей автоаккомпанемента, а также всех параметров его (их) изменений в процессе игры.

Сразу надо оговориться, что автоаккомпанемент – это не записанная фонограмма, как считают некоторые. Каждый паттерн автоаккомпанемента имеет лишь схематические конструкции оркестрового звучания без определённого темпа и звуковысотного наполнения. Жизнь в автоакккомпанемент вносит исполнитель. Используя готовый стиль аккомпанемента, он раскрашивает его аккордовой последовательностью. Каждый аккорд при этом раскладывается синтезатором на гармоническую педаль, мелодические подголоски, фактурные варьирования, арпеджирования и т.д. Так же, именно исполнитель регулирует темп ритмической конструкции; меняет звучание с мало насыщенного на полнозвучное; добавляет переходы, сбивки, начальные и завершающие проигрыши, и к тому же меняет заранее запрограммированные в памяти синтезатора настройки инструментов, стилей и многих других, в т.ч. и звукорежиссерских параметров. В старших классах к этому ещё добавляется и регулирование звучанием ранее записанных подголосков или дополнительных голосов. В общем, левая рука исполнителя на клавишном синтезаторе постоянно находится в движении.

В режиме автоакомпанемента замечательно звучат переложения эстрадных мелодий, но хороши и переложения классики.

Наступает момент, когда возможностей имеющихся в синтезаторе стилей автоаккомпанемента уже не достаточно, и тогда стиль создаётся исполнителем самостоятельно. Таким образом работа над проектом аранжировки подчас включает в себя и элемент композиции.

Нередко в исполнительстве на синтезаторе вообще обходятся без автоаккомпанемента. Тогда используются возможности игры одним тембром двумя руками или в режиме разделённой клавиатуры. Разделённая клавиатура (Split) позволяет поделить игровое пространство синтезатора на две части, создав точку разделения от любого звука. При этом, для правой части клавиатуры, обычно выбирается солирующий инструмент, а для левой — аккомпанирующий.

Использование тембра одного инструмента на всей клавиатуре используется обычно для исполнения в аутентичном стиле, особенно органных и клавесинных произведений, а также для развития технических навыков, т.е. для работы над гаммами, этюдами, упражнениями. К тому же обширным диапазоном и возможностью исполнения многоголосия обладают только некоторые музыкальные инструменты, в основном клавишные, поэтому применение Normal-клавиатуры возможно не со всеми тембрами из электронных банков синтезатора.

В средних и старших классах аранжировки усложняются применением нескольких тембров, обычно до 4-х, плюс использование сдвоенных голосов. В итоге одна аранжировка для концертного исполнения может включать в себя до 8 тембров различных музыкальных инструментов. Также в оной аранжировке может применяться несколько, обычно до 4 –х, стилей автоаккомпанемента. Примером могут служить следующие две композиции.

Применение шумов и звукоподражательных тембров освежает аранжировку и подчёркивает программный характер произведения.

В старших классах синтезатор используется к тому же не только как концертный инструмент, но и как база для создания сложных электронных композиций. Это позволяет преодолеть академическую тенденцию преподавания игры на инструменте, направленную лишь на исполнительскую деятельность. В частности, создание звучания камерного ансамбля предполагает пошаговую запись в память синтезатора.

Так же исполнительство на клавишном синтезаторе может органично дополняется компьютерным музицированием. Учащиеся старших классов должны постепенно изучить весь комплекс музыкального программного обеспечения.

Прежде всего, это конечно, звуковой редактор Sound Forge. С его помощью учащиеся записывают и обрабатывают до качественного уровня исполняемые ими на синтезаторе произведения, тем самым постепенно набирая целый Аудио CD-диск собственных исполнений. Это позволяет, в том числе, слухом проанализировать со стороны своё исполнение. Особенно это полезно при работе над произведениями со сложной аранжировкой, которые нельзя записать в память синтезатора.

Также очень важным является изучение нотного редактора Finale. В этой программе учащиеся, используя возможности MIDI, переводят свои синтезаторные исполнения в формат графического нотного письма. Тем самым выявляются те текстовые ошибки, которые были допущены при исполнении и в то же время через зрительное восприятие ещё раз анализируется, казалось бы, уже досконально изученный нотный текст. К тому же владение основами издательской деятельности, помогает учащимся, занимающимся композицией, создавать тетради своих сочинений, напечатанных в профессиональном нотном редакторе. А учащиеся, увлекающиеся импровизацией, через Finale могут легко увидеть свои мимолётные зарисовки в виде нотного текста, отредактировать их до качественного уровня и в итоге получить ещё одно своё законченное музыкальное произведение.

Учащимся, особенно интересующимся композицией, будет так же интересен музыкальный конструктор E-jau. В этой программе, под руководством педагога, они смогут создать из готовых сэмплов, композиции высокого профессионального уровня, научатся понимать музыкальную форму, способы музыкального развития, начнут лучше слышать гармонические слои и особенности тембров, возможности их применения. Всё это в дальнейшем поможет им в исполнительстве на клавишном синтезаторе.

Готовые композиции, могут включаться в создаваемые в видео-редакторах слайд-шоу.

Подводя итоги, хочется отметить, что современный компьютерный инструментарий и возможности клавишного синтезатора позволяют лучше раскрыть способности каждого учащегося и вовлечь в музицирование большее количество детей и подростков.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *