Клавишный синтезатор в общеобразовательной школе

Клавишный синтезатор в общеобразовательных школах используется уже давно. Но не всегда этот многотембровый и полистилевой музыкальный инструмент используется в полной мере. Попробую рассказать об основных способах применения клавишного синтезатора на уроках музыки в общеобразовательной школе.

1. Иллюстрация инструментальных музыкальных произведений. Нередко учителю музыки приходится затрачивать массу усилий для поиска необходимых музыкальных звукозаписей для той или иной темы. При таком поиске нередко учитель вынужден даже нарушать законодательство об авторском праве и использовать нелицензионные диски и скачивать пиратские записи из сети Интернет. Клавишный синтезатор поможет избежать нарушений законодательства и в тоже время подготовить к уроку хороший иллюстративный материал.

Учителю даже не обязательно при этом обладать хорошими исполнительскими возможностями. Ведь запись в секвенсор клавишного синтезатора может быть и подорожечная.  Т.е. сначала можно записать бас, затем аккомпанемент, потом мелодию и т.д. В полифонических произведениях каждый голос также можно записать отдельно.

Запись в многодорожечный секвенсор клавишного синтезатора можно производить не только в оригинальном темпе, но и в гораздо более низком. Перед воспроизведением записи темп можно прибавить. Также в готовой записи на клавишном синтезаторе можно отрегулировать тембр каждого голоса или добавить дополнительные голоса.

Но при этом учитель должен помнить, что игра на клавишном синтезаторе в режиме реального времени обычно способствует повышению его авторитета среди учащихся.

2. Показ различных тембров, стилей и жанров музыки. Тембры различных акустических музыкальных инструментов (от инструментов симфонического оркестра до народных) представлены на любом клавишном синтезаторе в достаточно большом объёме. Также немаловажно и наличие на клавишном синтезаторе синтетических тембров, которые очень часто используются в популярной музыке, в кино и телепередачах, а потому подчас больше знакомы учащимся, нежели тембры акустических инструментов.

Клавишный синтезатор позволяет показать три кита музыки – песню, танец и марш не только на примере конкретных музыкальных произведений, но и общую для каждого жанра или стиля ритмо-гармоническую конструкцию. Паттерны (STYLE, Rhythm) клавишного синтезатора столь многообразны, что годятся для показа как академической классической музыки, так и современной поп-музыки, джаза и рока.

3. Шумовая и ритмическая импровизация. Даже если учащиеся ещё не знакомы с нотами или не имеют даже начальных навыков игры на музыкальном инструменте, это не значит, что они не могут приобщиться к музыкальному исполнительству. Первым шагом к музицированию на музыкальных инструментах может стать шумовая или ритмическая импровизация на клавишном синтезаторе. На уроках музыки можно уделять немного времени таким видам импровизации. Благодаря запрограммированным в памяти клавишного синтезатора ритм-конструкциям ритмическая импровизация может быть в рамках определённой метро-ритмической основы. Множество тембров ударных инструментов, имеющихся на клавишном синтезаторе, позволяют превратить ритмическую импровизацию в коллективный вид творчества.

Шумовая импровизация становится возможным на клавишном синтезаторе благодаря банку звуковых эффектов. В этом банке расположены различные звуки, встречающиеся в природе и в быту. С их помощью можно создавать интересные звуковые картины.

4. Клавишный синтезатор идеально подходит и для аккомпанемента разучиваемых на уроке хоровых произведений. При этом учитель получает возможность создать свой неповторимый аккомпанемент, в том числе сделав современную обработку, подобрав интересные паттерны и тембры. И, безусловно, живой аккомпанемент всегда слушается лучше, чем запись.

5. Клавишный синтезатор – незаменимый помощник в оформлении школьных мероприятий. Его можно использовать и на школьных линейках, и на торжественных мероприятиях, и на классных часах и на школьных дискотеках. Наверняка благодаря такому повсеместному использованию клавишного синтезатора роль музыки (и прежде всего академической!) в жизни детей займёт достойное место. А возможно, что кто-то из учащихся после общения с синтезатором захочет заниматься музыкой более профессионально.

 

Опубликовано в сборнике научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ», Тамбов, 2014

 

В научной электронной библиотеке «Elibrary.ru»

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.