Повышение профессионального мастерства преподавателя клавишного синтезатора через систему самообучения

Специальность преподавателя клавишного синтезатора, как никакая другая требует от педагога постоянного повышения уровня профессионального мастерства через систему самообучения. Необходимость самообразование преподавателя клавишного синтезатора обусловлена рядом факторов, вызванных как изменениями в музыкальном искусстве, так и особенностями отечественного музыкального образования.

Развитие электронных музыкальных инструментов и технологий идёт стремительными темпами. Ежегодно появляются новые возможности электронной аранжировки, новые тембры, паттерны и т.д. Преподаватель синтезатора не имеет права находиться в стороне от этого процесса обновления, и должен постоянно пополнять свои знания в этой области, проявлять творческую инициативу, экспериментировать и находить согласные эпохи звучания.

Не стоит забывать, что в основном знания об инструментовке и аранжировке, полученные музыкальными педагогами в учебных заведениях, базируются на изучении акустического инструментария и академических форм и жанров. Поэтому преподаватель клавишного синтезатора должен постоянно пополнять свои знания в области электронного  инструментоведения и электронной аранжировки.

Как известно, педагогический репертуар синтезёров начал складываться лишь в начале XXI века и основывался поначалу на переложениях фортепианной, скрипичной музыки, оркестровых и ансамблевых сочинений, эстрадных шлягеров и т.д. К концу нулевых годов у преподавателей синтезатора появилось осознание необходимости создания качественного оригинального репертуара для инструмента.

Ведь очевидно, что музыкальный инструмент получает признание лишь тогда, когда на нём начинают исполнять специально для него написанные музыкальные произведения.

Композиторами-новаторами всё чаще создаются оригинальные сочинения для клавишного синтезатора, которые отличаются тембровой оригинальностью, красочностью музыкальной речи и синтезом современного музыкального языка с классическими формами (яркие тому примеры – произведения И.М. Красильникова и Н. Семёновой).

Но и переложения произведений академических композиторов становятся всё интереснее. В этом также чувствуется большая работа педагогов по самообучению. Как много ярких произведений старинных композиторов, композиторов эпохи барокко, романтиков по новому зазвучали в стройных, зачастую очень близких к аутентичному звучанию, аранжировках.

Но особенно интересны аранжировки на клавишном синтезаторе программных и характерных произведений отечественных композиторов XX века (например, Д. Шостаковича, Ж. Металлиди и др.). Они созданы не так давно и поэтому язык их нам очень близок. Задача преподавателей клавишного синтезатора состоит, в том числе, и в поиске подобных ярких, подчас даже незаслуженно забытых произведений и в доведение их, посредством ярких аранжировок на клавишном синтезаторе, до массового слушателя.

Немаловажным в данном вопросе является тот факт, что в работу по развитию клавишного синтезатора всё активнее включаются убеждённые преподаватели-академисты. Они стоят на чётких позициях отрицания порочной практики поп-дидактики, стараются исключить из синтезаторного репертуара произведения, несущие в себе влияние «попсовой», конструктивной и авангардной музыки, последовательно реализуют в своей педагогической деятельности принципы академического исполнительства и лучшие образцы отечественной педагогики. Опыт таких педагогов бесценен и преподаватели синтезатора должны активно его осваивать и использовать в своей практике.

Однако, зачастую воздействие учеников и, что важнее, их родителей, не обладающих хорошим музыкальным вкусом, на подбор педагогического репертуара, всё ещё является актуальным. Радует, что в последнее время композиции, которые становятся модными среди молодёжи, становятся всё более мелодичными, сложными по форме и интересными по аранжировке (например, «River flows in you», «Song From A Secret Garden», «Croatian Rhapsody», «Wake Me Up» и т.д.). В этой ситуации педагог должен постоянно интересоваться новинками, как в академической, так и в популярной музыке, находить среди них лучшие образцы.

Клавишный синтезатор является не только музыкальным инструментом, но также и специализированным компьютером. Поэтому он наиболее близок по своей природе к компьютерным технологиям, чем какой бы то ни было другой электронный или акустический музыкальный инструмент. Это ко многому обязывает преподавателя клавишного синтезатора.

Использование MIDI – это начальный этап, связующий клавишный синтезатор с компьютером. MIDI-технология непосредственно связана с нотной редактурой. Обычно создание собственных переложений и аранжировок заставляет преподавателя создавать в нотном редакторе электронную библиотеку педагогического репертуара. Таким образом, преподаватель клавишного синтезатора должен хотя бы на базовом уровне владеть возможностями  компьютерных MIDI-секвенсоров и нотных редакторов. В идеале – грамотное использование различных виртуальных студий, включающих в себя как возможности нотного редактора и редактора MIDI, так и функции аудиоредактора.

Как известно изменение компьютерных программ происходит очень быстро. И те знания из музыкальной информатики, которые были получены в музыкальном учебном заведении, обычно устаревают уже через полтора года. В этих условия преподавателю приходится постоянно пополнять свои знания в области музыкального софта и стремиться использовать его в своей педагогической практике как можно более эффективно.

Несомненно, очень важна работа преподавателя клавишного синтезатора по самообразованию и непосредственно в методической области. Изучение опыта других педагогов, систематическое чтение специализированных методических журналов (в частности журнала «Музыка и электроника», «Музыка в школе»), различных статей по данной области знаний и повторение ранее изученного из специализированной музыкальной и педагогической литературы – это обязательная составляющая рабочей деятельности преподавателя клавишного синтезатора.

Подводя итоги, хочется ещё раз подчеркнуть, что преподавателю клавишного синтезатора необходимо постоянно повышать уровень профессионального мастерства через систему самообучения, как в области инструментовки, аранжировки, компьютерных технологий, так и чисто в методическом и педагогическом плане.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *