Работа с одарёнными детьми в классе клавишного синтезатора

Одарённость в современном обществе – проблема актуальная. Высокоразвитый социум заинтересован в нестандартно мыслящей личности. Креативный взгляд одарённого человека на предмет изучения всегда служит развитию той области знаний, в которой он себя проявляет.

Одна из главных задач дополнительного образования состоит в том, чтобы выявлять и правильно обучать одарённых детей. К сожалению, педагог не всегда способен сразу понять и оценить способности одарённого ребёнка и зачастую это становиться преградой к достижению учеником вершин успеха.

Нередко преподаватели музыкальных дисциплин считают, что с одарёнными детьми не нужно так же много заниматься, как и с малоодарёнными. Но это мнение представляется ошибочным. Рассмотрим это с точки зрения метафоры: представим себе, что учитель – это садовник, а ученики – молодые плодовые деревья. Садовник всё своё время уделяет лишь больным или даже нежизнеспособным деревьям, забывая при этом о роскошном и хорошо плодоносящем дереве. В итоге он добивается того, что чахлые растения укрепляются и пускаются в активный рост, но при этом добиться от них вкусных плодов садовник не может. А хорошее дерево, которое могло бы одно дать в сотни раз больше вкусных и красивых плодов, из-за недостатка ухода за ним, просто напросто засыхает.

Музыкально-одарённые дети часто проявляют свою одарённость очень рано. Такой ребёнок, если его усадить за инструмент, не будет молотить по нему кулаком или пытаться произвести впечатление маститого музыканта. Он осторожно, но уверено, будет искать интересные для себя созвучия, а в случае с клавишным синтезатором – тембры, стили автоаккомпанемента и т.д.

У музыкально-одарённого ребёнка всегда присутствует довольно развитый интонационный слух, т.е. способность к эмоциональному восприятию  музыки. При этом музыкально-одарённый ребёнок может вовсе и не обладать хорошим аналитическим слухом, т.е. не уметь правильно интонировать своим голосом или называть по слуху исполненные звуки.

Многие музыкально-одарённые дети на ранней стадии стремятся к импровизации на инстурменте и стабильно не теряют интерес к этому занятию. Однако, если способность к импровизации у музыкально-одарённого ребёнка не поддерживается со стороны педагога, то к восьми годам она обычно сходит на нет. Поэтому задача педагога состоит в том, чтобы вовремя обнаружить, и постепенно развить эту способность одарённого учащегося.

На поздних стадиях становления музыкально-одарённого учащегося класса клавишного синтезатора, у него обнаруживается также хорошее слышание и понимание структуры любого тембра, как акустического, так и синтетического. Развитие этой способности у одарённых учащихся в классе клавишного синтезатора должно быть постепенным, но систематическим, чтобы в дальнейшем учащийся мог самостоятельно создавать качественные аранжировки на электромузыкальном инструменте.

Чувство ритма у музыкально-одарённых детей обычно бывает очень хорошим. Для исполнителя на клавишном синтезаторе обладание таким чувством ритма – насущная потребность. Работа с одарёнными детьми по развитию чувства ритма также должна включать в себя изучение различных сложных ритмических рисунков и ритм-конструкций.

Необходимо постоянно помнить слова знаменитого музыковеда Б.М. Теплова: «Способности не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается на практике, со временем теряется, так как человек перестает ею пользоваться». Поэтому целенаправленное и систематическое развитие музыкальных способностей одарённого ребёнка – вот основная задача грамотного педагога.

Работа с одарёнными учащимися преимущественно должна строиться на их самостоятельной познавательной творческой деятельности. Б.М. Теплов отмечает, «что раннее вовлечение детей в творческую деятельность полезно для общего развития, и вполне отвечает потребностям и возможностям ребенка».

Клавишный синтезатор, как и любой другой музыкальный инструмент, имеет свои особенности, накладывающие отпечаток на форму педагогической деятельности. Рассмотрим особенности работы над музыкальным произведением в классе клавишного синтезатора. Начиная со второго класса, работа над музыкальным произведением с одарённым учащимся строится по следующему плану:

Во-первых, ребёнок самостоятельно разбирает весь нотный текст – сначала без инструмента, используя внутренний слух и словесно-логический вид памяти, а затем за инструментом. Такой метод позволяет лучше понять содержание музыкального произведения, а в дальнейшем способствует лучшему его запоминанию.

Во-вторых, очень большое внимание уделяется ритмическому рисунку исполняемой пьесы. В исполнительстве на клавишном синтезаторе это особенно важно, так как нередко аранжировка предполагает наличие автоаккомпанемента. Автоаккомпанемент по своей сути является аналогом ансамблевой игры, где исполнитель – солист, а синтезатор – оркестр или ансамбль, руководимый опять-таки исполнителем. Выполнение исполнителем столь разнообразных функций требует не просто хорошего знания нотного текста, но и точнейшего его ритмического воплощения.

В-третьих, после хорошего разбора и правильного усвоения ритма музыкального произведения, следует этап создания проекта аранжировки. Несмотря на то, что учащийся создаёт такой проект под руководством педагога, тем не менее, это требует от ребёнка тонкого восприятия музыкального содержания произведения, знания различных тембров, способов их смешивания и т.д.

Финальным этапом работы над музыкальным произведением является его заучивание наизусть. Данный этап предполагает использование всех видов памяти: слуховой, зрительной, двигательной, словесно-логической.

Преподавателю клавишного синтезатора не стоит бояться завышать программу одарённого учащегося. Как раз такое забегание вперёд очень полезно для талантливых детей и позволяет постоянно держать на высоком уровне их мотивацию к занятиям.

В заключение хочется ещё раз подчеркнуть, что работа с одарёнными детьми в классе клавишного синтезатора должна начинаться как можно раньше, быть систематической, и целенаправленно развивать имеющиеся у ученика музыкальные способности.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *