Развитие музыкальных способностей школьников ДМШ и ДШИ в процессе занятий на клавишном синтезаторе

Клавишный синтезатор как политембровый музыкальный инструмент инновационного типа, обладающий широчайшими возможностями для исполнения музыки любого стиля и жанра, уже давно с самой лучшей стороны зарекомендовал себя среди любителей и профессионалов. Конечно, синтезатор не имеет пока своих композиторов равных Баху, Шопену, Листу, каждый из которых своими прекрасными высокотехничными музыкальными произведениями поспособствовал утверждению фортепиано на концертной эстраде. Но в синтезаторном исполнительстве не всё так убого и непрофессионально, как пытаются показать некоторые представители академического сообщества.

Клавишный синтезатор, несмотря на все нападки, запреты и активное неприятие, нашёл своё место как концертный инструмент, в том числе в составе ансамблей и оркестров, а нередко и как музыкальный инструмент для сольного исполнительства. Немалых успехов достиг синтезатор и в музыкальной педагогике. Он используется на всех уровнях музыкального образования и, конечно, особенно активно в детских музыкальных школах (далее – ДМШ) и на музыкальных отделениях детских школ искусств (далее – ДШИ).

Грамотное использование клавишного синтезатора в музыкальной педагогике позволяет развить музыкальные способности обучающихся и повысить их уровень мотивации к занятиям музыкой. Проводившиеся автором на протяжении семи лет наблюдения, позволили прийти к определённым выводам о развитии музыкальных способностей обучающихся по специальности «клавишный синтезатор» в процессе целенаправленной исполнительской деятельности на этом инструменте.

Прежде всего, необходимо отметить довольно значительное развитие интонационного слуха обучающихся. Интонационный слух – это, как известно свойство слуха, направленное на восприятие эмоционально-смысловых аспектов музыки. По меткому замечанию знаменитого музыкального психолога Д.К. Кирнарской, «интонационный слух не может отличить звук «до» от звука «ми», зато он отличает смысловое «наполнении» крадущихся и скользящих «Парусов» Дебюсси от настойчивой и упругой поступи «Болеро» Равеля».

Педагогический репертуар юного исполнителя на клавишном синтезаторе включает в себя разнохарактерные и разножанровые музыкальные произведения, часто исполняемые практически в аутентичном, или сильно приближенном к оригиналу, звучании. В силу этой особенности, развитие интонационного слуха юного исполнителя на синтезаторе проходит в более благоприятных условиях, нежели у обучающихся на других музыкальных инструментах.

Широкая палитра звуковых красок позволяет исполнителю на синтезаторе получить в процессе обучения гораздо более широкий спектр музыкальных впечатлений, чем у любого другого инструменталиста. Таким образом, в процессе анализа большого объёма музыкального материала, сравнимого лишь с объёмом получаемым дирижёром во время управления оркестром, интонационный слух клавишника находится в постоянной работе. Благодаря этому, повышается как музыкальность исполнения, так и тяга к занятиям музыкой у начинающих исполнителей на клавишном синтезаторе.

Чувство ритма, как способность к восприятию и анализу метроритмических соотношений в музыке, у исполнителя на клавишном синтезаторе развивается куда более быстрыми темпами, чем у обучающихся на других музыкальных инструментах. Подчас скорость перерождения «неритмичного» ученика, обучающегося на синтезаторе в ученика, тонко чувствующего любой метро-ритм, просто поражают.

Обусловлено такое улучшение чувства ритма играющих на синтезаторе прежде всего тем, что с первых дней обучения на инструменте ученик вынужден играть в ансамбле с ритмо-гармонической конструкцией, называемой «паттерном». Режим автоаккомпанемента, используемый на начальном этапе обучения игре на синтезаторе, с одной стороны резко ограничивает ритмическую свободу обучающегося, но с другой стороны, позволяет сформировать у него чёткие представления о музыкальном метре и ритме.

Большое количество различных стилей паттерна обогащают ритмическую память обучающихся. Полученный ритмический опыт позволяет им в дальнейшем успешно исполнять и более сложные произведения в режимах Normal или Split-клавиатуры. Причём агогические изменения в их игре не связаны с трудностями технического плана и не навязаны преподавателем, а вызваны более профессиональным отношением к ритму и обусловлены только художественными особенностями музыкального произведения. В старших классах обучающиеся на клавишном синтезаторе с успехом исполняют музыкальные произведения, содержащие элементы полиритмии или целиком основанные на ней.

Аналитический слух, как способность к осознанному определению высоты звука, интервальных соотношений, гармонических последовательностей и т.д., у начинающих исполнителей на клавишном синтезаторе развивается комплексно и гармонично. В процессе игры на этом музыкальном инструменте, исполнитель постоянно сталкивается с различными звуками хорошо темперированного строя, частота которых выверена с математической точностью, поэтому музыкальные звуки всегда звучат одинаково чисто.

Исполнитель на клавишном синтезаторе не должен как любой исполнитель на акустическом инструменте слышать во время игры приблизительную настройку своего инструмента. Поэтому в его музыкальной памяти надолго остаётся эталонное звучание всех звуков клавиатуры, где «ля» первой октавы всегда 440 Герц, а не 439 и не 441. Конечно, юные музыканты, играющие на клавишном синтезаторе, не становятся от такой особенности инструмента обладателями «абсолютного слуха», но определённое улучшение чувства музыкальной высоты у них, безусловно, можно наблюдать.

В педагогический репертуар обучающихся на клавишном синтезаторе входят как произведения гомофонно-гармонического склада, так и разнообразные полифонические произведения. Причём многоголосие на клавишном синтезаторе часто исполняется в аутентичном, т.е. максимально приближенном к оригиналу, варианте. При этом для каждого голоса назначается свой тембр. В таком исполнении полифония звучит рельефнее, что, несомненно, положительно сказывается как на качестве осмысления каждого голоса исполнителем, так и на развитии его аналитического слуха.

Юные исполнители на клавишном синтезаторе в процессе обучения в ДМШ и ДШИ обычно хорошо развивают свой гармонический слух. Это, конечно же, обусловлено постоянным использованием режима автоаккомпанемента, который требует от исполнителя хорошего владения аккордовой техникой и соответственно качественного слухового анализа исполняемой гармонической цепочки.

Необходимо также отметить, что у исполнителей на клавишном синтезаторе обычно хорошо развит тембровый слух. Звучание различных тембров синтезатора, как сэмплированных акустических, так и синтезированных на компьютере, неизмеримо обогащает представления клавишника о всём богатстве тембровых возможностей. Соответственно и аналитический слух развивается не в замкнутой однотембровой среде, а в поистине безграничной атмосфере разнообразных звучаний.

Обычно по окончании курса обучения по специальности «клавишный синтезатор» обучающийся способен самостоятельно на слух определить звучание тембра акустического инструмента или отнести к той или иной категории многие синтетические тембры. Поэтому исполнитель на синтезаторе, слыша по телевизору, в кино или в компьютерной игре звучание тех или иных тембров, имеет возможность сразу дать им более или менее точную характеристику.

В заключении хочется ещё раз подчеркнуть, что клавишный синтезатор, обладая несомненными преимуществами по сравнению со многими другими музыкальными инструментами, даёт широкие возможности для развития музыкальных способностей у обучающихся на этом инструменте. Весь комплекс музыкальных способностей (т.е. интонационный слух, чувство ритма, аналитический слух) в процессе обучения игре на синтезаторе поддаётся хорошему развитию и укреплению.

Список использованной литературы

1. Живайкин П. Л. Словарь-справочник по синтезаторам и музыкально-компьютерным программам. – М., 2009.

2. Кирнарская Д.К. Музыкальные способности – Таланты-XXI век, 2004.

3. Красильников И.М. Электронное музыкальное творчество в системе художественного образования. – Дубна: Феникс+, 2007.

4. Красильников И. М. Электромузыкальные инструменты. – М., 2007.

5. Медушевский В. Интонационная форма музыки. – М., 1993.

6. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей – М., 1947.

7. Холопова В. Музыка, как вид искусства – СПб, 2000.

Данная статья опубликована в журнале «Музыка и электроника» №1, 2016 г.

Kungurov A.V.-Stat'yaMiJE№1,2016

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован.