Основы медиаинформатики, как альтернатива музыкальной информатике в ДМШ и ДШИ

Компьютерные технологии уже давно и прочно укоренились в различных областях жизнедеятельности человека. В музыке они также активно применяются для создания электронных аранжировок, звукозаписи, наборе нот и т.д.

К сожалению, часто выпускники ДМШ и ДШИ не представляют себе даже как записать на компьютер собственное исполнение. Что уж говорить о наборе нот и создании электронных композиций? Это, несомненно, упущение музыкально-педагогического сообщества.

В соответствии с новыми федеральными требованиями в курс обучения юных музыкантов входит такой предмет, как музыкальная информатика. Безусловно, предмет крайне необходимый в условиях современных реалий, когда повсюду звучит электронная музыка, а переписывать ноты от руки у профессиональных музыкантов считается моветоном.

Мы в Детской школе искусств решили сработать на опережение и даже несколько расширить спектр изучаемого в курсе «музыкальной информатики». По инициативе директора ДШИ Ольги Валентиновны Ларичкиной, в прошлом году на факультативной основе некоторые ученики старших классов занимались по предмету «Основы медиаинформатики».

В чём же отличие музыкальной информатики от медиаинформатики? Музыкальная информатика относится к медиаинформатике как частное к целому. Т.е. в курс медиаинформатики полностью входит музыкальная информатика. На уроках медиаинформатики ученики изучают большое количество компьютерных программ: видео, аудио, графических.

В нашем случае для изучения краткого годичного курса основ медиаинформатики были выбраны следующие программы:

  • Audacity – аудио редактор, имеющий все необходимы функции для профессиональной работы с фонограммами. Бесплатный аналог Sound Forge. В этой программе учащиеся осваивают базовые навыки работы с цифровым звуком. В итоге, они могут самостоятельно записать собственное или чужое исполнение, обработать его, убрать какие-то дефекты, применить специальные эффекты и сохранить в любой популярный формат (WAV, MP3). Также, после изучение Audacity, учащиеся умеют работать с любыми звуковыми файлами (из Интернета, с компакт-диска и т.д.). Они могут легко обрезать любую композицию, смонтировать несколько, поменять тональность, убрать шумы и т.д. Эти знания помогают нам в дальнейшем в создании звукового сопровождения для школьных мероприятий и для участия в конкурсах мультимедийных проектов.
  • MuseScore – нотный редактор. Бесплатный аналог Finale. Данная программа пока ещё не претендует на профессиональное качество. Однако для начального уровня освоения компьютерной нотной графики она хорошо подходит. В ней есть все основные функции для набора и редактирования нотного текста. Программа нотного набора играет в обучении юных музыкантов очень важную роль. С помощью MuseScore учащиеся начинают лучше понимать нотный текст, все элементы нотной записи. У них в сознании формируется чёткая взаимосвязь между положением ноты на нотоносце и её реальным звучанием. Так как мы в основном осваиваем нотный редактор на произведениях, исполняемых учениками по специальности, то наши занятия ко всему прочему ещё и положительно влияют на качество их занятий по основному предмету. Набранный нотный текст мы распечатываем на принтере и сохраняем в форматах MIDI и WAV.
  • Rosegarden – MIDI и аудио студия. Бесплатный аналог Cubase. Для освоения этой программы нужны знания звукового и нотного редакторов, т.к. в этой электронной студии реализованы возможности работы как с MIDI, так и с аудиофайлами (WAV, MP3). В программе есть широкие возможности записи и редактирования как MIDI-данных, так и звуковых. Имеются дополнительные мощные инструменты: виртуальная клавиатура и нотный редактор. Основная цель использования Rosegarden – это создание полноценной электронной композиции. При этом, например, в такой композиции можно взять за основу музыкальное произведение, сыгранное учащимся на клавишном синтезаторе. Используя технологию VST, в этой программе можно добиться вполне профессионального качества.
  • Gimp и Inkscape – два редактора графики. Gimp является бесплатным аналогом знаменитого Photoshop и используется для редактирования фотографий и других изображений в форматах растровой графики. Inkscape – прекрасный бесплатный заменитель Coral Draw. В этой программе с нуля можно создать любой рисунок и сохранить его в формате векторной графики. Файлы, созданные в этих графических редакторах, могут быть тем или иным способом отредактированы в любом из них, и использоваться в любом мультимедиапроекте или видеоролике.
  • Windows Movie Maker – видеоредактор. Несмотря на то, что эта программа или её аналог Киностудия Windows Leif есть на любом компьютере, где установлена операционная система Windows, мало кто, даже из грамотных пользователей, о ней знает. Однако эта программа может очень многое. С её помощью можно, например, создать учебный фильм для уроков музыкальной литературы, сделать видео сопровождение к любому мероприятию, презентацию собственных достижений и т.д. В комплексе с Windows Movie Maker мы используем видеоредактор-конвертер iWisoft Free Video Converter. Используя по максимуму все возможности данных видеопрограмм, учащиеся создают подчас очень профессиональные видеоролики.
  • Impress — свободный редактор презентаций. Бесплатный аналог PowerPoint, входящего в пакет Microsoft Office. В этой программе учащиеся учатся создавать мультимедийные презентации и пособия. Т.к. в таких презентациях используются аудио, видео и графические иллюстрации, то изучение данной программы является заключительным этапом освоения основ медиаинформатики.

Необходимо подчеркнуть, что Детская школа старается придерживаться государственной политики борьбы с нарушением авторских прав. Поэтому в своей работе мы используем только свободное программное обеспечение, работающее под операционной системой Windows. Т.е. то программное обеспечение, которое можно использовать бесплатно, не покупая на него лицензию. Это даёт нам возможность совершенно законно передавать ученикам установочные файлы программ, для того, чтобы они могли использовать их в самостоятельной работе дома.

Итогом изучения всего вышеперечисленного богатства компьютерных программ становится создание учащимися под руководством педагога мультимедийного проекта, включающего в себя аудио, видео и графику.

К счастью, практически все знания, полученные учащимися на уроках медиаинформатики, в той или иной степени используется нашими выпускниками в дальнейшей жизни. Подобные занятия активизируют творческие способности юных музыкантов, позволяют им расширить свой кругозор. И главное для меня, как для преподавателя клавишного синтезатора это то, что они начинают активно интересоваться электронной музыкой, пытаются создавать свои собственные композиции, у них поднимается мотивация к занятиям в Детской школе искусств.

Результатом эксперимента по введению основ медиаинформатики в нашей школе стали победы учеников в конкурсах различного уровня с мультимедиапроектами, композициями, электронными аранжировками и т.д. Кажется, что наш эксперимент удался и доказал необходимость обучения учащихся Детской школы искусств основам медиаинформатики.  

Данная статья опубликована в журнале «Музыка и электроника» №2, 2014 г.  

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован.