Персональный компьютер и электронные музыкальные инструменты в ДМШ и ДШИ

Введение. Современная политика государства в области образования направлена на модернизацию российского образовательного пространства. Развитие современного образования  тесно связано с широким использованием информационно-коммуникативных технологий. Потому, введение компьютерных технологий и электромузыкальных инструментов в образовательный процесс ДМШ и ДШИ является на данный момент одной из самых актуальных проблем российского музыкального образования.

Нельзя отвергать существующую реальность, в которой всё большее значение имеют компьютерные технологии и Интернет. Некоторым же педагогам до сих пор кажется, что в академической музыке электроника и компьютер – что-то лишнее, неуместное. Позволю себе не согласиться с этим мнением, и показать вам те колоссальные возможности, которые дают преподавателю музыки компьютер и электронные музыкальные инструменты.

1. Удивительно, но в XXI-ом веке звукозапись в российских ДМШ и ДШИ используется крайне редко. А зря, ведь музыка – это временное искусство и, чтобы оценить прозвучавшее музыкальное произведение целиком и с помощью слуха разобрать его на составные части, нужна или великолепная память слушателя, или аудио (а ещё лучше видео) запись исполнения. Полагаю, что высокоразвитой музыкальной памятью вряд ли может похвастаться средний учащийся ДМШ или музыкального отделения ДШИ, значит – остаётся звукозапись. И на занятиях по специальности её надо использовать особенно часто!

Обычно достаточно одного-двух прослушиваний записи исполнения, чтобы ученик услышал свои ошибки, оценил необходимость их исправления и с энтузиазмом приступил к улучшению качества своей игры. В то же время долгие объяснения педагога о необходимости исправления допущенных неточностей редко приводят к столь быстрому результату.

Всё дело в том, что так же как человек осознаёт свой голос несколько иначе, чем его воспринимают окружающие, так же и собственное исполнение музыкант обычно слышит не так, как слышат его со стороны слушатели. Звукозапись помогает исполнителю на время стать слушателем и начать осознавать своё исполнение более объективно. Повторное же прослушивание подчас помогает исполнителю самостоятельно выявить те шероховатости или даже грубые ошибки, которые во время игры он постоянно пропускал мимо своего сознания.

Кроме естественной педагогической необходимости, надо также учитывать, что применение звукотехники на уроке по специальности наверняка позволит повысить заинтересованность учащихся занятиями.

В принципе, для звукозаписи на уроке можно ограничиться магнитофоном или музыкальным центром. Но более рациональным и эффективным для этих целей будет использование компьютера. Совсем не обязательно для этого оснащать каждый класс компьютером, да, наверное, и не возможно и не нужно, тем более, если компьютер используется лишь эпизодически.  Но вот выделить для звукозаписи один компьютер на школу вполне возможно.

В идеале можно организовать маленькую школьную студию звукозаписи, которую смогут обслуживать хорошо владеющие компьютером педагоги и/или учащиеся старших классов. Для студии стоит выделить небольшую комнату или класс, обить стены звукопоглощающими материалами, поставить компьютер, а при необходимости ещё и фортепиано и/или клавишный синтезатор, и всё – студия готова! Поверьте, она довольно быстро окупит затраты, потраченные на неё.

Во-первых, звукозапись повысит эффективность работы в классе специальности, обоснование этого уже приводилось ранее;

Во-вторых, она позволит создавать отчётные аудиодиски с лучшими выступлениями учащихся и педагогов. Для чего они нужны, спросите вы? Поясню. Этим диском вы прежде всего сможете доказать эффективность вашей работы, в частности диск можно будет использовать для очередной экспертной оценки своей педагогической деятельности при подтверждении или повышении своей квалификации. Далее, с помощью подобного Аудио CD, вы сможете удовлетворить тщеславие своих учеников и, что важнее, их родителей. И пусть даже этот диск куплен за символическую цену, равную цене чистого диска или чуть больше. Его ценность для родителей всегда будет неизмеримо выше и понятно почему. Особо отличившимся ученикам диски можно выдавать в виде награды за успешную учёбу.

При грамотной и тщательной подготовке записей и при творческом подходе к составлению программы CD и оформлению обложки вкладыша, подобный диск может так же стать и  неплохой рекламой для привлечения в школу новых учеников. Ведь наверняка родители продемонстрируют достижения своего чада всем родственникам и знакомым. И среди этого большого количества слушателей наверняка найдётся немало тех, кто захочет отдать своего ребёнка в вашу школу. Да и сами учащиеся с успехом будут создавать хорошее представление о вашей школе среди своих сверстников с помощью отчётного диска. Ведь наверняка они продемонстрируют запись своего выступления друзьям и одноклассникам. Рейтинг вашей школы по сравнению с другими сразу вырастет и проблема набора контингента уже не будет столь сложной.

В-третьих, студия звукозаписи может стать одновременно и аудио-видеоархивом лучших исполнений преподавателей и учащихся. Выпускникам школы, конечно же, понравится, если по окончании обучения, кроме свидетельства, они получат ещё и персональные Аудио CD со всеми записями их исполнений, сделанными за время их обучения в школе. А как подобные записи пригодятся в случае, если вы захотите создать сайт вашей школы в Интернете и вам понадобится выложить на нём презентационное аудио и видео!

В-четвёртых, в студии звукозаписи учащиеся под руководством педагогов могут создавать фонограммы-«минусовки» для вокалистов, музыкальное оформление к концертам, готовить литературно-музыкальные композиции для уроков музыкальной литературы, записывать диктанты, в том числе и тембровые для занятий сольфеджио и многое-многое другое!

2. Наверное, ни для кого не секрет, что популярность предмета «сольфеджио» у учащихся ДМШ и музыкальных отделений ДШИ крайне низкая. Порой сольфеджио вызывает стойкое нежелание детей и подростков вообще заниматься музыкой. Очень часто это вызывается сухостью преподавания предметов теоретического цикла. Пожалуй, не ошибусь, если предположу, что компьютерные технологии на уроках сольфеджио применяются в немногих школах. Хотя компьютер может реально помочь преподавателю сольфеджио в повышении мотивации учащихся к своему предмету и улучшить успеваемость.

Какие же компьютерные средства подойдут для использования на уроках сольфеджио?

Прежде всего – это обучающие компьютерные программы. Их без особого труда можно скачать в сети Интернет, купить в магазине, выписать по почте и т.д. Наиболее популярной и эффективной на данный момент обучающей программой, годной к использованию на уроках сольфеджио, является «Музыкальный класс». В этой программе восемь разделов, из которых на сольфеджио пригодятся как минимум три. Пожалуй, главный из них – раздел «Теория музыки». Каждая лекция-урок в нём представляет собой маленькое видео, где в доступной для детского понимания форме даны основные сведения о музыкальной грамоте. При этом содержание лекций отвечает всем требованиям серьёзного профессионального подхода в преподавании данного предмета.

К каждой лекции в разделе «Теория музыки» прилагается по два упражнения на закрепление полученных знаний. Причём оценивается результат выполнения задачи в игровой, щадящей психику ребёнка форме. Опыт показывает, что демонстрация видео-лекции и последующее выполнение каждым учеником упражнений на закрепление, не просто экономит время урока и силы педагога, но и улучшает качество усвоения учащимися необходимых знаний.

В программе «Музыкальный класс» нельзя не отметить более трудные, рассчитанные на развитие слуха разделы – «Музыкальный диктант» и «Музыкальные кубики». В качестве контрольной работы можно предложить ученикам игру из раздела «Крестики-нолики».

К профессиональным программам, успешно используемым на уроках сольфеджио можно отнести нотные редакторы, например «Finale» и «Sibelius». С помощью этих программ можно в частности проверять знания учащихся по теории музыки. Упражнения могут быть как на исправление ошибок в уже набранном учителем тексте, определении интервалов, аккордов, ладов и т.д., так и на самостоятельное их построение учеником.

Особенно эффективна такая работа при наличии в классе нескольких компьютеров. Тогда процесс выполнения заданий и их проверки не займёт много времени. Стоит отметить, что работа в нотных редакторах помогает учащимся ко всему прочему получить так же основные навыки набора нотного текста, что поможет им в дальнейшем более подробно освоить данные программы и применять их для набора собственных сочинений или полюбившихся мелодий других авторов.

К этому надо добавить, что такая практика неоценима для детей, занимающихся композицией. Многие дети особенно до 8-ми лет, редко старше, любят импровизировать на фортепиано, но так как ноты им ещё бывают плохо знакомы, то, конечно же, записать свои сочинения они не могут. А импровизации мимолётны и быстро забываются. Чтобы сохранить в нотной записи такие импровизационные миниатюры примените нотный редактор и клавишный синтезатор.

Применение клавишного синтезатора на уроках сольфеджио вообще просто необходимо. И вот почему:

Во-первых, при не очень развитом слухе ученик может запоминать строй конкретного инструмента и расстроенное пианино способно стать причиной неправильной интонации. Клавишный синтезатор всегда настроен правильно, с математической точностью и потому позволяет воспитывать детей на точнейшей (до герца!) настройке.

Во-вторых, слушание разнообразных тембров с помощью клавишного синтезатора (в том числе и современных, которые так часто используются в популярной музыке, звучат по телевидению, радио и в кино), помогает развитию тембрового  слуха.

В-третьих, наглядное представление на дисплее синтезатора порядка движения битов, использование ритм-машины и автоаккомпанемента, помогает развитию чувства ритма. То же можно сказать и о нотных редакторах, где во время воспроизведения движущейся линией чётко указывается на ритмическое движение.

В-четвёртых, клавишный синтезатор может развить ладовый слух учащихся. Так пение нотных примеров можно практиковать с автоаккомпанементом синтезатора. С помощью функции транспозиции записанный автоаккомпанемент переносится в другую тональность, и номер поётся уже в этой тональности без лишнего и практически не полезного механического переписывания нотного текста в новую тональность. Учащиеся не боятся тональностей с большим количеством знаков, а наоборот приучаются слушать и правильно интонировать все тональности квинтового круга. Такой же методический приём можно применять и в нотных редакторах.

В-пятых, развитие у учащихся способности к исполнению многоголосия. Для этого полифония (начиная от двухголосия и заканчивая четырёхголосием) записывается в память синтезатора (или  партитуру нотного редактора). При этом каждый голос полифонии лучше записать своим тембром. Во время исполнения можно вначале отключить все партии кроме одной и спеть с синтезатором двухголосием. Потом чередуя их, спеть со всеми голосами многоголосия. Постепенно можно подключать другие голоса, доведя, наконец, пение до вида «солист + трёхголосие (или одноголосие в двухголосных примерах) синтезатора». Далее можно усложнить задачу и, разделив учащихся на две группы,  создать вокальное двухголосие с исполнением двух оставшихся голосов на клавишном синтезаторе. Так можно развить у учащихся, в том числе, и гармонический слух.

Слуховой анализ с использованием различных тембров клавишного синтезатора и паттернов автоаккомпанемента становятся более интересными и результативными. Большие возможности даёт клавишный синтезатор и в плане написания ритмических диктантов.

Компьютер и клавишный синтезатор позволят также создавать учебные аудиофайлы диктантов, в т.ч. и тембровых для самостоятельных занятий учащихся дома. Подобные задания по написанию домашнего диктанта нужно давать и проверять на каждом уроке. Перенос музыкальных диктантов в аудио-формате возможен на CD-RW или флеш-картах учеников. Дома для работы учащиеся могут использовать как всевозможные проигрывающие устройства, так и персональный компьютер. Слуховой анализ, кстати, так же можно записывать в аудио и задавать на дом.

Буквально через год вы получите не только явное улучшение слуха своих учеников, но и большой объём готовых диктантов в аудио-формате для работы с другими учениками. В подготовке записей музыкальных диктантов и последовательностей для слухового анализа существенную помощь может оказать школьная студия звукозаписи.

3.  Предмет «музыкальная литература» в какой-то степени является столь же значимым как и сольфеджио предметом, а подчас играет и главную роль в музыкальном образовании. Ведь всё, что исполняют музыканты и чем наслаждаются слушатели – всё это и есть музыкальная литература! Да и сольфеджио, в конечном итоге, учит воспринимать отдельные элементы именно произведений музыкальной литературы. Научить ребёнка понимать музыку и её строение – вот основная задача музыкальной литературы. Поэтому никак нельзя этот важный предмет обойти вниманием.  

В принципе,  музыкальная литература прежде других предметов нуждается в компьютеризации. Бесспорно, что учащиеся должны на каждом уроке анализировать как можно больше музыки. А такие синтетические виды искусств, как балет или опера, лучше всего воспринимаются посредством просмотра соответствующих видеозаписей. Причём аудио- и –видеоиллюстрации должны быть очень высокого качества. Коллекция подобных высококачественных аудио- и  видео- записей должна быть, наверное, в фоно-видеотеке каждой ДМШ и ДШИ. И это нетрудно сделать с помощью компьютера.

Пользоваться на уроке оцифрованным материалом куда более удобно, нежели аналоговым. Вместо того, чтобы пол-урока перематывать кассеты или переставлять грампластинки, с риском попасть  не туда, а потом убеждать детей, что «вот-вот сейчас вы услышите тему связующей партии», рациональнее заранее подготовить плейлист необходимых иллюстраций. Сделать его можно и на музыкальном центре, но это долгий и ненадёжный способ. Гораздо эффективнее использовать для этой цели компьютерные программы-проигрыватели.

В подготовке и обработке записей может помочь школьная студия звукозаписи. Необходимо отметить, что большую пользу принесут открытые как для преподавателей, так и для учащихся фонды фоно-видеотеки, что поможет последним лучше готовиться к урокам и улучшать без постоянных подсказок педагога свой музыкальный вкус.

Для уроков музыкальной литературы, да и для сольфеджио, также можно с помощью компьютера создавать увлекательнейшие слайд-шоу, причём, не только в приложении Power Point, но и в видео-редакторах. При создании подобных слайд-шоу также необходима коллекция изображений. Изображения, такие как: фото и портреты композиторов, а так же их близких родственников и друзей, фотографии из домов-музеев композиторов, фото выступления артистов и т.д., можно заполучить для школьного собрания из сети Интернет, со специальных дисков или из других источников.

Преподавателям музыкальной литературы также очень помогут специально созданные для  ДМШ и ДШИ фонохрестоматии, аудио-пособия и обучающие программы. Так, например, замечательное аудио-пособие Б. М. Кушнира позволит вообще забыть о проблеме поиска аудиоматериала к уроку. Кроме того, что все музыкальные произведения «нарезаны» в нём на части, а где надо и на отдельные партии, так они ещё и снабжены очень грамотно выстроенными голосовыми подводками автора пособия. Вся музыка в пособии великолепного качества и в исполнении самых лучших отечественных и зарубежных исполнителей. Это аудио-пособие позволит больше времени на уроке уделять практическому анализу музыкальных произведений, что и является основой преподавания данного предмета.

Хороши и видео-пособия, которые могут сделать урок ещё более содержательным и интересным. Например, очень профессионально сделан DVD-диск «Композиторы», где представлены ЖТП зарубежных и отечественных композиторов.

Конечно, видео можно достать и из обучающих компьютерных программ. Так в программе «Музыкальный класс» в разделе «Музыкальные инструменты» можно найти увлекательные лекции по истории музыкальных инструментов. Но эти лекции скорее годятся для слушания музыки в 1-3 классах ДМШ и ДШИ. А более подходящее для уроков музыкальной литературы видео вы обнаружите в известной компьютерной программе «Энциклопедия классической музыки». Здесь  представлены  как видео-лекции о музыкальных инструментах, причём очень серьёзные, так и видеофрагменты знаменитых опер и балетов.

Вообще, эта программа с успехом может использоваться учащимися для самообразования, но и на уроках музыкальной литературы она пригодится. Одна из возможностей «Энциклопедии классической музыки» — викторина, которая по содержанию подходит скорее для выпускного класса. Мультимедийные виртуальные экскурсии по планете прекрасно подойдут для изучения музыкального искусства разных стран. Преимущество, которым обладает данная программа перед другими подобными, заключается в наличии мастерски написанных текстов о композиторах, исполнителях (с приложением их портретов), статей о музыкальных стилях, жанрах, отдельных произведениях великих композиторов, и многое другое.

Очень хороши для музыкальной литературы и слушания музыки обучающие компьютерные программы из серии «Музыка и живопись».

Старшеклассникам более глубокое погружение в музыкальную атмосферу обеспечит  практический курс-тренажёр «Школы развития личности Кирилла и Мефодия» — «Учимся понимать музыку». Если же преподаватель захочет в курсе «Музыкальной литературы» дать сведения о современной музыке, то в помощь ему будет «Энциклопедия популярной музыки Кирилла и Мефодия». Это наиболее полная российская мультимедиа-энциклопедия, посвящённая джазу, року и популярной музыке.

Введение в методику обучение музыкальной литературе клавишного синтезатора не только осовременит процесс обучения, но и подхлестнёт интерес учащихся к музыкальному искусству. Например, исполнение отрывков из музыкальных произведений не будет вызывать у учеников неприятие, а наоборот вызовет симпатию и желание выучить фрагмент как можно лучше, если играть они их будут на синтезаторе, причём, теми тембрами, что звучат и в оригинале. Современный электронный инструмент поможет протянуть мостик от музыки 18-19-го веков к нашему веку высоких технологий.

Подводя итоги, хочется повторить, что введение компьютерных технологий и электромузыкальных инструментов в образовательный процесс ДМШ и ДШИ является на данный момент одной из самых актуальных проблем российского музыкального образования. Это позволит не только шагать в ногу со временем, но и качественно улучшить методику преподавания большинства предметов ДМШ и музыкальных отделений ДШИ.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *