Процесс создания и публикации исследовательской статьи в научно-методическом журнале

Итогом работы творческого педагога всегда является комплекс особых педагогических знаний и умений, который может быть востребован его коллегами. Обобщение педагогического опыта часто находит своё выражение в методических разработках, докладах на конференциях и семинарах, статьях и разнообразных публикациях. Сегодня мы остановимся на процессе создания и публикации исследовательской статьи в научно-методическом журнале.

Обычно научно-методические издания образовательной направленности доступны для свободного чтения в сети Интернет, присутствуют в библиотеках учреждений образования, поэтому опубликованный в научно-методическом журнале материал получает большую аудиторию читателей, чем публикация в сборнике конференции или методичка. Однако при этом возникает и большая ответственность за качество материала, его достоверность и принадлежность мыслей данному автору.

Безусловно, перед принятием решения об отправке своей исследовательской статьи, автор должен ознакомиться с самим журналом, в котором он собирается публиковаться. Желательно посмотреть журнал в печатном виде, посетить сайт журнала в сети Интернет, пообщаться с коллегами, публиковавшимися в данном журнале и т.д.

Естественно, что методический материал, предполагаемый к публикации должен полностью соответствовать тематике журнала и быть интересным, нужным и понятным аудитории именно данного издания. К примеру, журнал «Музыка в школе» в основном рассчитан на школьных учителей музыки и преподавателей музыкальной литературы, журнал «Образование личности» специализируется на психологических аспектах воспитания и развития детей и подростков. Существуют также узкоспециальные журналы, например «Музыка и электроника», «Фортепиано» и т.д.

Тема исследовательской статьи должна быть сформулирована так, чтобы автор мог наиболее полно раскрыть своё профессиональное мастерство. Тема, конечно же, должна отвечать профилю педагога и строиться на основе личного практического опыта педагога. Она должна быть актуальной и востребованной коллегами.

Исследовательская статья обычно имеет следующие разделы: введение, главная часть, заключение и список использованной литературы. Введение – это лицо всей работы. Грамотно написанное введение – это залог успеха всей статьи. При этом, данный раздел не должен быть большим по объёму, максимальный его размер – не более 15% от размера всей статьи. Цель введение заключается в:

  • постановке проблемы;
  • актуализации темы;
  • краткой характеризации степени изученности проблемы;
  • определении объекта (т.е. процесса или явления) и предмета исследования (т.е. того, что находится в рамках объекта);
  • постановке цели (соответствующей теме, но не повторяющей её дословно) и задач (которые конкретизируют цель и являются средством её достижения).

Во введение также необходимо подчеркнуть новизну своего методического исследования. При этом надо понимать, что никто не требует от автора методической статьи полной оригинальности. Безусловно, педагог будет в своём исследовании опираться на опыт своих предшественников и коллег. Новизна может заключаться в новом взгляде на поставленную проблему, в описании собственных приёмов работы, давших хорошие результаты и т.д. Введение обычно завершается описанием практической значимости данной статьи в педагогической работе.

В главной части статьи подробно и последовательно преподноситься основной материал исследования. Нужно понимать, что статья для публикации в журнале не может состоять из чужих цитат или слегка переработанных чужих мыслей. Опытный редактор всегда увидит несоответствие стиля в разных частях такого компиляторской материала, и доступ её к печати будет закрыт. Поэтому надо всячески избегать откровенной компиляции и правильно оформлять чужие цитаты, помня при этом, что весь текст статьи ни при каких условиях не может состоять из одних цитат.

Заключение статьи также как и введение не должно превышать 15% от общего объёма публикации. Данный раздел служит для того, чтобы кратко напомнить основные положения статьи и подвести итог всему сказанному. Заключение ни в коем случае не должно содержать какой-либо новой информации, не упомянутой в главной части, а также сносок, цитат и количественных данных.

Исследовательская статья  в журнале – это не методичка, она ограничена в своём объёме форматом издания. Поэтому по возможности необходимо каждый раздел статьи писать предельно кратко, подбирая точные и лаконичные формулировки. При необходимости, некоторые составные части каждого раздела можно объединить в одно предложение. Однако не следует опускать какие-либо обязательные структурные составляющие статьи в угоду сокращению её объёма.

В конце статьи обычно помещают расположенный в алфавитном порядке нумерованный Список использованной литературы. В него включаются книги, рецензии, диссертации и авторефераты, электронные ресурсы, нотные издания и др. Обычно в главной части статьи источник цитаты указывается после неё ссылкой на номер из Списка использованной литературы и страницы данного издания, заключённых в квадратные скобки.

Перед отправкой в редакцию материал для журнала должен быть тщательно проверен автором. Каждый журнал обычно выдвигает свои особые требования к оформлению и количеству текста. Часто это касается использования определённого текстового редактор, гарнитуры, номера кегля, расстановки переносов, разметки страницы, вставки сносок и т.д. Стоит очень внимательно отнестись к подобным требованиям и оформить материал в полном соответствии с ними.

Стандартные требования к техническому оформлению статьи таковы:

  • файл текстового формата с разрешением «.doc» (тестовые редакторы Microsoft Office Word, Open Office и т.д.);
  • гарнитура – Times New Roman;
  • кегль – 14;
  • межстрочный интервал – 1,5;
  • поля: верхнее – 2 см., нижнее – 2,5 см., левое – 3 см., правое – 1,5 см.;
  • отступ абзаца – 1 см.
  • выравнивание текста по ширине;
  • нумерация страниц в правом верхнем углу.

Свою исследовательскую статью для публикации в научно-методическом журнале автор должен снабдить краткой аннотацией и ключевыми словами на русском и английском языках. Аннотация включает в себя тему работы, результаты, полученные при исследовании и область применения полученных результатов на практике.

Надо понимать, что если вы отослали в журнал свой материал, то это вовсе не означает, что его обязательно должны опубликовать. Перед публикацией любая статья проходит тщательное рецензирование. Если материал отвечает требованиям актуальности, если редактор решает, что он будет интересен читателям, то его могут опубликовать в ближайшем номере. Если же материал маловыразителен, или проигрывает в качестве и актуальности по сравнению с материалами других авторов, то его откладывают в редакционный портфель.

Конечно, существуют издания, которые публикуют за деньги любой материал. Но авторитетность и аудитория таких журналов обычно чрезвычайно низки. Действительно авторитетные издания не просто не берут за публикацию денег с авторов, но ещё и бесплатно присылают им так называемый «авторский экземпляр» журнала.

Создание и публикация исследовательской статьи в научно-методическом журнале, безусловно, является важной составляющей методической работы педагога. Процесс этот включает в себя грамотно построенные этапы написания статьи и дальнейшей её подготовки к публикации. Правильно организованная работа по созданию и подготовке к публикации исследовательской статьи обычно приводит к её оперативной публикации в научно-методическом журнале.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован.