Концерт камерного оркестра «Новая музыка» (2020.01.20)

Начало юбилейного для Нижнекамского музыкального колледжа года ознаменовалось выступлением на его сцене обладателя Гран-при международного конкурса казанского камерного оркестра «Новая музыка».

Коллектив создан при Центре современной музыки Софии Губайдулиной 17 лет назад. За эти годы он стал постоянным участником крупных фестивалей современной музыки, таких как «Mus-Tranzit», «Европа-Азия», «Классическая гитара в XXI веке», фестиваля-марафона «Звучащий дом Софии», абонементых концертов Центра современной музыки «Брависсимо», «Звуковые пространства Софии Губайдулиной», «Русский авангард в музыке и живописи».

«Новая музыка» успешно выступает в многочисленных концертах в республике и за ее пределами, в том числе и за границей. Так в 2018 году музыканты представляли Татарстан в Германии и Вьетнаме.

Оркестр проводит немало благотворительных выступлений для детей и молодёжи. Это и не удивительно, учитывая то, что музыканты коллектива сами молоды и исполняют немало современной академической музыки композиторов XX и XXI веков, в том числе и сочинения композиторов Татарстана.

В белом зале НМК в этот день собрались в основном представители молодого поколения слушателей. И, между прочим, зал был полон! Художественный руководитель и дирижер «Новой музыки», заслуженная артистка РТ Анна Гулишамбарова так удачно подобрала произведения для концертной программы, что выступление коллектива было просто обречено на успех.

Яркие мелодии разных стран мира и сочинения современных композиторов, наполненные непривычными, но весьма колоритными гармониями, как внеурочный морской бриз освежали сердца уставших от дневной суеты слушателей. Большим плюсом было и то, что играл оркестр в естественной акустике, без звукоусиливающей аппаратуры, что создавало непередаваемый эффект погружения в звуковую атмосферу.

Наполненный кинематографически точными образами «Весенний Кырлай», расцветающий как природа весной, стал приношением великому Тукаю. Полётным звучанием с небольшой долей грусти характерен был «Романс» С. Губайдуллиной из кинофильма «Чучело». В этом произведении органично, как и во многих других сочинениях Софии Асгатовны, сплетены Восток и Запад. И звуковая картина, в силу этого, получается просторной и многомерной.

Прозвучали два прекрасных сочинения знаменитого татарского композитора Ф. Яруллина, который погиб на фронте в 1943 году в неполных тридцать лет и так и не успел увидеть премьерную постановку своего всемирно известного первого татарского балета «Шурале». Лиричный и протяжный «Свадебный танец» противопоставлен был взрывному сказочно-фантастическому «Танцу огненной ведьмы и шайтана».

Во время исполнения шутливой «Польки-пиццикато» И. Штрауса, дирижёр очень остроумно поиграла с залом, сделав на время зрителей артистами своего оркестра.

Единственная солистка этого концерта, Илюса Хузина исполнила несколько вокальных произведений под аккомпанемент оркестра. Однако не все номера были спеты ею одинаково ровно. Особенно ей удалась «Ария Наргизы» из оперы Эльмира Низамова «Кара пулат» («Чёрная палата»). Эта европейская музыка с татарскими интонациями, премьера которой состоялась в 2015 году, в исполнении Заслуженной артистки Республики Татарстан звучала проникновенно, свежо и убедительно.

Редко когда у слушателей бывает возможность присутствовать на премьере музыкального произведения, тем более, когда в зале находится его автор. Нижнекамцам очень повезло, и они не только услышали многопластовое, философски глубокое, наполненное острыми созвучиями сочинение Алсу Сунгатуллиной «Дорогой мечты», но и смогли вживую пообщаться с композитором, которая оказалась не только профессионалом своего дела, но и безмерно обаятельным и чутким человеком. О своём произведение лауреат Всероссийских и Международных конкурсов рассказала весьма лаконично, видимо подразумевая, что сама музыка скажет больше слов: «У каждого человека в детстве зарождается мечта, та сказка, к которой мы все интуитивно тянемся. Это тот свет, который даёт нам силы жить, творить, любить. Каждому из нас нужно время, чтобы погрузиться в свой внутренний мир, подумать об этой сказке, об этой мечте и постараться в себе её взрастить. Это произведение посвящается всем тем, кто искренне верит в свою мечту и несмотря ни на что ищет дорогу к ней». Можно с уверенностью утверждать, что Алсу Габдулловна приобрела после исполнения своего творения немало поклонников среди нижнекамских слушателей.

В финале программы звучали гипнотизирующие «Симфонические фрески» Р. Калимуллина, композитора, по чьей инициативе и был создан в Казани Центр современной музыки Софии Губайдулиной. Сейчас Рашид Фагимович председатель Правления Союза композиторов России, Председатель Союза композиторов Республики Татарстан, Народный артист Российской Федерации и Республики Татарстан. Но стоит вспомнить, что 40 лет назад он окончил нижнекамское музыкальное училище, где его в том числе обучала и первый педагог по композиции — Мавлиева Лариса Юрьевна.

Под конец вечера на сцену поднялся главный инициатор этого чудного концерта директор колледжа А.Н. Гилазов. Поблагодарив творческий коллектив и его руководителя, Альфред Назгатович напомнил собравшимся о предстоящем 50-летии НМК им. С. Сайдашева и пригласил всех на юбилейное торжество, которое состоится 28 марта.

Анатолий Кунгуров

Фото Алмаза Фаттахова