Интервью с С.М. Загриевой (2019.12.09)

Небольшой рабочий кабинет этой миловидной и обаятельной женщины буквально завешан дипломами о победах в конкурсах различного уровня. Тем не менее, она скромна и больше рассказывает не о своих успехах, а о достижениях коллег и учеников. В этом году руководитель камерного оркестра города Нижнекамска, преподаватель по классу скрипки Нижнекамского музыкального колледжа им. С. Сайдашева, Заслуженный работник культуры РТ С.М. Загриева отметила свой юбилей.

— Сария Махмутовна, Вы второй дирижёр камерного оркестра после В.А. Макухо, но управляете им уже больше двадцати одного года. Легко ли начинался Ваш путь руководителя? Что интересного произошло в жизни оркестра за то время, что Вы его возглавляете?

— Когда в 1998 году меня назначили художественным руководителем оркестра, коллектив был совершенно не укомплектован музыкантами. Я одна оставалась в первых скрипках, при этом было всего два вторых скрипача. Но, буквально через несколько дней после моего назначения, к нам на работу поступили Руфия Шайхулмарданова и Зиля Хасанова. Первый концерт дался очень тяжело. Но затем коллектив стал расширятся и постепенно появилась возможность реализовывать очень интересные творческие идеи.

У нас очень сплочённый и дружный коллектив. Мы слажено работаем во время репетиций, но с удовольствием общаемся и вне работы. Самое значимое в нашей работе – это выступления, встречи с публикой.

За прошедшие годы, у нас произошло немало интересных событий. Значимым для коллектива стало выступление с художественным руководителем и главным дирижёром Казанского камерного оркестра «La Primavera» Рустемом Юнусовичем Абязовым. Оркестрантам тогда было очень непривычно играть под дирижёрскую руку, потому что они привыкли исполнять по моему смычку. Сейчас, конечно, я уже сама не играю в оркестре на музыкальном инструменте, а занимаюсь сугубо дирижёрской деятельностью.

Мы часто выступали и выступаем с солистами из числа студентов музыкального колледжа. Так с учениками класса З.В. Шарафутдиновой мы поставили оперу М. Дунаевского «Пиф-паф». В прошлом году мы провели концерт, целиком посвящённый музыке П.И. Чайковского. Возможно, к предстоящему юбилею композитора мы сможем повторить его для наших слушателей.

В прошлом году мы сделали очень красочное шоу, в котором прозвучала эстрадная и рок-музыка. Его идейным вдохновителем и главной солисткой выступила известная в Татарстане скрипачка Эльвира Игламова. Так как эта моя выпускница очень креативная, то она использовала все возможные способы воздействия на слушателя: свет, сценические спецэффекты, смены нарядов. Сама Эльвира при этом играла на электроскрипке, что было весьма органично для такого формата.

— Недавно оркестр под Вашим управлением принял участие в Международном конкурсе-фестивале «ПроДвижение 2019». Удалось ли занять призовое место?

— Да, мы заняли второе место, причём первое никому не присудили. Мы не упускаем возможности принять участие в конкурсах, особенно если они проводятся в Нижнекамске. У нас большой репертуар, поэтому всегда есть из чего составить конкурсную программу. Участие в любом конкурсе для нас всегда значимо и волнительно, но пока, к счастью, результативно. Будем надеяться, что и дальше так будет.

         — В рамках проекта «Путешествие в мир музыки», который организует Концертно-творческий центр г. Нижнекамска, оркестр выступает в общеобразовательных школах города. Будет ли продолжен это проект, какие школы уже удалось посетить, каким ещё ждать вас в гости?

         — Недавно мы посетили школу №22, где очень любят наш оркестр, чаще других к себе приглашают. Дети в этом образовательном учреждении внимательно слушают довольно продолжительную для их возраста классическую программу. По-видимому, частое присутствие на наших выступлениях образовывает этих детей, дисциплинирует их, прививает им умение слышать. Я думаю, что они, когда вырастут, будут постоянными посетителями концертов академической и, прежде всего, симфонической музыки.

         К сожалению, не во всех школах нам удаётся выступить. Это связано больше даже не с тем, что нас мало приглашают их руководители, но, прежде всего, с обеспечением безопасности в учебных заведениях. Вполне оправданный строгий пропускной режим часто становится для артистов практически непреодолимой преградой. Но выступать перед детьми мы очень любим и надеемся, что директора школ будут нас почаще приглашать к себе.

— Какие творческие идеи Вы бы хотели воплотить в жизнь в самое ближайшее время?

— 20 декабря в музыкальном колледже состоится концерт, в котором примет участие наш оркестр и фортепианный дуэт молодых музыкантов из США Тимура Мустакимова и Джин Лин. В программе вечера прозвучат сочинения И.С. Баха и В.А. Моцарта для двух фортепиано в сопровождении камерного оркестра.

У нас в планах также концерт оркестра, в котором прозвучат произведения А. Вивальди. Солисткой будет выпускница Санкт-Петербургской консерватории и, некогда, моя ученица Дарья Храмова. И ещё одно грандиозное мероприятие, которое мы хотели бы организовать – это концерт, приуроченный к 75-летию со Дня Победы. Такой проект был уже давно задуман, но никак не получалось претворить его в жизнь. Надеюсь, что в наступающем, 2020-м году всё же удастся его организовать.

— В репертуаре камерного оркестра много классической музыки, это и А. Вивальди, и венские классики, и русские авторы 19-го века. Есть ли у Вас какой-то любимый композитор?

— Любимых композиторов нет, но мне очень нравится музыка Моцарта. Она отличается особо радостным и гармоничным звучанием. После того, как долгое время играл эстраду, джаз и вдруг снова исполняешь сочинение Вольфганга Амадея, вдруг понимаешь, что прочищается слух, сердце, душа, наступает буквально обновление всего организма. Мне вообще близки все венские классики, не только Моцарт, но и Й. Гайдн, Л.В. Бетховен. Какие-то их симфонические произведения мы даже перекладываем под наш состав.

Но, конечно, очень тяжело удержать публику целиком на классических произведениях. Несмотря на то, что мы всегда позиционировали себя как академический коллектив, программа наших концертов выстраивается таким образом, что классические произведения плавно сменяются лёгкой популярной музыкой, чтобы кульминация выступления была яркой и запоминающейся.

Нам в разработке программы выступлений очень помогает наша ведущая и сценарист Елена Тудиярова. Как я всегда про неё говорю: «Елена логически свяжет даже телефонную книгу». Она тщательно и грамотно продумывает все подводки, и даже мы, музыканты, сами с удовольствием слушаем её на концерте.

— Оркестр играет много современной музыки: от концептуального полистилиста и нашего соотечественника Альфреда Шнитке до неоклассика норвеждца Рольфа Ловланда. Произведения каких новых авторов Вы бы ещё хотели исполнить?

— У нас в оркестре много творческих личностей, которые предлагают сыграть современную музыку. Часто я не поддерживаю их выбор, потому что современная музыка кажется мне довольно однотипной, с плохо развитым тематическим материалом. Но, тем не менее, иногда приходится исполнять и такие пьесы. В работе над новыми произведениями нам помогают наши аранжировщики – Иван Мещанинов и Резеда Хасанова. У нас есть два солиста, которые хорошо справляются с исполнением современных композиций. Это уже упоминавшаяся исполнительница на скрипке Эльвира Игламова и вокалист Александр Петренко.

— Коллектив участвует во многих городских мероприятиях и даёт не один сольный концерт в год. Вам и оркестрантам бывает очень трудно постоянно держать наготове такой обширный репертуар?

— Нелегко, это точно! Но с годами в составе оркестра появился мобильный костяк музыкантов, который может играть что называется «с лёту». Их мало, но на них можно положиться в том случае, когда внезапно возникает необходимость в нашем выступлении. Не люблю, конечно, спонтанные концерты, потому что в оркестре много студентов и преподавателей музыкальных школ. Им, особенно педагогам, часто бывает сложно выкроить достаточно времени для подготовки к неожиданным мероприятиям.

— Хотелось бы Вам с оркестром отправиться в гастрольное турне по стране?

— Это давнишняя, но несбыточная мечта, так как без финансовой помощи со стороны организовать гастроли невозможно. А со спонсорами культуры и искусства в нашем городе сейчас дело обстоит не лучшим образом. В советские времена, например, педагоги музучилища могли прийти на приём к Н.В. Лемаеву с просьбой о помощи в приобретении рояля и получить его через самое короткое время. Ныне бизнесменов или руководителей предприятий, которые хотят бескорыстно помочь культуре, у нас практически не наблюдается. Может быть такая ситуация сложилась из-за того, что они не видят смысла в благотворительности, а может быть потому, что не ходят на наши концерты и не видят, какой свет мы несём людям. Это наша боль, но мы всё же надеемся на то, что ситуация как-то изменится в лучшую сторону.

— Помимо того, что Вы замечательный дирижёр, Вы ещё и прекрасный педагог, выпустивший из своего класса много профессиональных скрипачей. А какой Вы преподаватель: строгий, требовательный или мягкий и сдержанный?

         — Всегда думала, что очень добрая. Но лет десять назад услышала от своих выпускников, что они меня побаиваются, и что на самом деле я строгая. Оказалось, что ответственность передо мной являлась для них ещё одним стимулом для занятий. Хотя при всём при этом, я очень люблю своих учеников.

— Расскажите, пожалуйста, о лучших своих учениках, об их успехах.

— У меня очень много было и есть хороших учеников. Даже перечислить их всех очень сложно, буквально целая армия воспитанников. Сразу на память приходят Алина Казанцева, Ирке Гайнемхаметова, Руфия Шайхулмарданова, Эльвира Игламова, Марина Шурликова, Дмитрий Зубрилин, Ксения Изиланова, Аниса Султанова, Анастасия Клипачёва, Елизавета Щеклеина, Маргарита Царёва, Вероника Сандирякова, Дарья Храмова. Они до сих пор со мной поддерживают связь, некоторые уже приводят ко мне в класс своих выпускников, кто-то играет в моём оркестре, многие работают в других городах Татарстана и России.

— Если бы не музыка, чем бы Вы занимались в жизни?

Я, наверное, стала бы юристом. Меня юриспруденция всегда очень интересовала, несмотря на то, что я всю жизнь проработала музыкантом. Могла бы быть швеёй или воспитателем детского сада, потому что люблю шить, а ещё больше люблю детей. Уверена, что если человек очень талантлив в чём-то одном, то и в других вещах, он обычно тоже бывает отнюдь не бездарен. Однако, нужно всегда ответственно относится к тому, чем ты занимаешься. Своё дело нужно делать качественно и с радостью!

— Спасибо большое за столь подробные ответы!

Записал Анатолий КУНГУРОВ                     

Фото Ильдара Калдашева, Наиля Рахимова и Алмаза Фаттахова

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован.