Выставка «Осенний вернисаж» (2019.09.06)

В музее народного художника Республики Татарстан Ахсана Фатхутдинова, расположенном на нижнекамской набережной, проходит ежегодная выставка «Осенний вернисаж», посвящённая дню рождения города. 35 художников представили на ней 77 работ.

В концертной программе к открытию выставки, состоявшемуся 6 сентября, приняли участие артисты татарского эстрадного ансамбля «Ильхам» И. Качуровская, И. Хабибуллин, Е. Соколов и студенты Нижнекамского музыкального колледжа им. С. Сайдашева Г. Евдокимова и А. Садриева.

Экспозиция «Осеннего вернисажа» поражается своим разнообразием: обилие форм, стилей, сюжетов и техник художественного письма. Невозможно представить, что где-то ещё в мире найдётся подобный калейдоскоп полотен.

Картина «Счастливы вместе» И. Муртазина на первом этаже музея сразу привлекает к себе внимание лучезарным блеском и иллюзией движения. Счастливая семейная пара с ребёнком, едущая на Сабантуй — символ единства и взаимопонимания. Весь передний план холста занят фигурами главных персонажей и их лошадей. И, только присмотревшись, можно увидеть, что где-то там, вдали, есть и другие люди, пришедшие на народное гуляние. Публичное одиночество основных героев этой картины — не источник страдания, ибо они наслаждаются общением друг с другом, жаркой погодой и любимым праздником плуга.

Совсем рядом расположился портрет татарского народного поэта Г. Тукая, написанный Ф. Зариповым в стиле гиперреализма с примесью неопримитивизма. Фотографически точный образ поэта на переднем плане дополняется языческими персонажами из его знаменитых сказок на среднем и силуэтом мечети на заднем планах. Художник, без сомнения, таким сочетанием хотел напомнить, что творчество Тукая – это отражение многовековой истории татарского народа.

Картина молодого, но уже очень известного, К. Апостола «Возвращение домой» потрясает глубиной смысла и уровнем мастерства живописца. Написанная в реалистичной манере, наполненная множеством подтекстов и символов, она очень близка голландской живописи 17 века. Крестоносцы, вернувшиеся из долгого похода, и монах, проехавший мимо них из обители, в которую они направляются, прекрасно вписаны в окружающую мрачную обстановку европейского средневекового поселения. Такой гармоничностью Апостол напоминает Питера де Хоха, а пейзаж на его полотне схож с угрюмым «Еврейским кладбищем» Якобса Ван Рейсдала.

Каждый штрих на картине настолько тщательно выписан, что кажется, будто перед нами акварель, а не масляные краски. Никакой небрежности в духе импрессионистов, точность вплоть до мельчайших деталей. В «Возвращение домой», кстати, нет и намёка на придуманный Кристианом ассоциативный символизм, в стиле которого художник создал целую серию работ, т.н. «апостолов», принёсших ему всероссийскую славу. Становится понятно, чем могли так восхищаться искушённые в искусстве консервативные итальянцы на его недавно прошедшей в Венеции выставке.

На втором этаже музея наиболее примечателен триптих преподавателя ДХШ №1 Е. Поярковой. «Портреты в образе» предлагают зрителям трёх героинь: русской княжны, состоятельной женщины начала XX века и татарской аристократки. Характер каждой героини и истории их жизни показаны предельно достоверно, поэтому все эти три произведения изобразительного искусства по праву могут рассматриваться как повести в красках.

Завораживают своим изяществом картины-цветы Л. Нуруллиной. Будто бы огромным волшебным миром предстают пред нами солнечный ирис и сочно-розовая далия. Стоя перед этими удивительными полотнами, чувствуешь себя одним из заглавных персонажей советского фантастического фильма для детей «Необыкновенные приключения Карика и Вали».

На выставке, помимо вышеперечисленных авторов, представлены работы маститых нижнекамских художников М. Яруллина, Ю. Галузина, О. Гончаренко, О. Исаева, В. Ряховского. Много и новых имён: В. Гаязова, И. Гордюнин, Е. Шилина и др.

Работа «Осеннего вернисажа» продлится до 16 октября. Профессиональные и гостеприимные работники музея ждут горожан и гостей города ежедневно, кроме понедельника, с 10 до 18 часов.

Фото автора и Алмаза Фаттахова

Статья опубликована в газете «Нижнекамская правда» от 20.09.2019 г., №69 (10594)

Leave a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *